Военные училища эвакуированные в Миасс

Первое гвардейское Краснознаменное минометное артиллерийское училище имени Красина

Поздней осенью, 28 ноября 1941 года, в Миасс прибыло Первое гвардейское Краснознаменное минометное артиллерийское училище им. Л.Б. Красина, и с первого дня приступило к выполнению своей главной боевой задачи – подготовке к боям командиров гвардейских минометов. Училище располагалось в бывших казацких казармах (сейчас это Профессиональное училище № 9). Здесь находился штаб и политотдел, несколько учебных помещений, парк боевых машин, казармы, столовая, административно-хозяйственная часть и музвзвод. Основные учебные классы, оборудованные для занятий по военно-техническим дисциплинам, располагались в здании, где сейчас находится общежитие, а также, напротив, в одноэтажном здании, на месте школы № 14.  Курс обучения был ускоренный, так как время было суровое — война. Занятия продолжались по 10 часов в сутки. Курсанты изучали различные дисциплины: политподготовку, тактику, средства связи, огневая подготовка и другие. Также изучали автомобили всех марок, тракторы, танкетки, на которых устанавливали «катюши». Основные занятия проводились в учебных классах училища. Оружие было строго секретным, поэтому все конспекты после занятий закрывались в сейф и опечатывалось.

На площади, напротив училища, была оборудована полоса препятствий, на горе Бызгун находилось стрельбище, занятия по тактике проводились на горе Моховой, а учебно – боевые стрельбы из «катюш» — на полигоне, оборудованном в глухом урочище, расположенном в районе села Кундравы. Часто здесь, в глубоком тылу, можно было видеть, как над окружающими сопками стремительно проносились огненные стрелы и гремел рукотворный гром. Это курсанты 1 ГКМАУ осваивали язык «катюши», на котором им предстояло разговаривать с ненавистным врагом.

Училище наряду с подготовкой командиров осуществляло повышение квалификации офицеров артиллерийских подразделений – КУОС (курсы усовершенствования офицерского состава). Срок обучения в училище продолжался от 8 месяцев до полутора лет, в зависимости от обстановки на фронте.

Курсанты активно участвовали в массовых мероприятиях города, помогали коллективу напилочного завода, участвовали в строительстве железнодорожной ветки, работали на разгрузке оборудования, поступавшего в адрес автозавода.

Выпускники училища, получив звание младшего лейтенанта и лейтенанта, отбывали на фронт. А на смену им приходили уже уральские юноши, бывшие школьники и учащиеся техникумов Челябинска, Миасса и других городов Урала.

В период ВОВ училище выпустило 3000 командиров легендарных «катюш». Свыше 2000 офицеров и политработников прошли переподготовку на курсах усовершенствования офицерского состава.

1 сентября 1942 года  училищу было вручено гвардейское знамя, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1943 оно было награждено орденом Красной Звезды.

1 июня  1944 года училище возвратилось в Москву.

В апреле 1984 года на фасаде здания Профессионального училища № 9, где в годы ВОВ размещалось артиллерийское училище, была открыта мемориальная доска с надписью: «В этом комплексе зданий с ноября 1941 года по июнь 1944 года располагалось Первое гвардейское Краснознаменное ордена Красной Звезды минометно-артиллерийское училище имени Л.Б. Красина, готовившее командиров легендарных «катюш».

Васильковская военная авиационная школа механиков

После начала войны Васильковскую военную авиационную школу механиков передислоцировали в город Миасс. В первую очередь были отправлены семьи, которые в Дарнице попали под бомбежку. Затем отправили технику — самолеты, моторы, вооружение, ремонтные мастерские и другой инвентарь. Потом были отправлены курсанты – 900 человек. Последним ехал командный состав. В Миасс они приехали 22 июля и пешком, под оркестр, со старого вокзала пошли в город. Командный состав расселили по квартирам через военкомат, штаб и курсанты расположились в здании по ул. Пушкина, 54. Громадный, красивейший особняк купца Важдаева. Когда-то в нём располагался учебный корпус Миасского горно-металлургического техникума. В 1939 году рядом начали строить для техникума новое здание, рассчитывая сдать его 1 сентября. Но война перечеркнула все планы. Сначала здесь разместили курсантов Васильковской авиационной школы, затем Московское минометное училище, а когда оно вернулось в Москву, то в здании обосновался Миасский автомеханический техникум.

После эвакуации в Миасс минометно-артилерийского училища им. Красина Васильковская школа переехала в другие здания. В клубе им. Силкина расположились штаб, столовая и спальное помещение для курсантов. Кроме того, курсанты спали в особняке купца Симонова, в общежитии на площади Труда, в солдатских казармах по ул. Ленина, в Стахеевском магазине делили помещение с красинцами. Учебный процесс разделялся на циклы: технологический и медицинский (в здании, где сейчас магазин «Зоомагазин» и «Варвара»), моторный (здание Станции Юного техника по ул. Первомайской – в настоящее время не сохранилось), самолётный (здание Дома Пионеров по ул. Первомайской), социально-экономический цикл — в здании лесопильного завода в р-не ул. Базарной, эксплуатационный — (где расположено училище № 9). Привезённые самолеты расположили на 3-х аэродромах. Учебный располагался на пустыре за училищем №9. На правой линейке стояли «ПЕ-2» — пикирующие бомбардировщики, на левой линейке стояли «ИЛ-2» – штурмовики. Аэродром был окружен щелями для обороны и землянками. Там же ремонтировали самолеты. Для ремонта двигателей была создана так называемая «мастерская Когана», руководителем которой был инженер Коган. Расположена она была по ул. 30 лет ВЛКСМ. Фронтовой аэродром был в лесу, за городом. Там стояло три самолета «СБ» – скоростные бомбардировщики, укрытые в капонирах под маскировочными сетками. Рядом были прорыты щели для обороны. Все передвижения по аэродрому были разрешены только бегом, с оружием и противогазами. Обед привозили в термосах и разливали по котелкам. Ремонтные работы производились ночью со светомаскировкой. Тревоги объявлялись почти каждую ночь. Третий аэродром располагался за Миасским прудом, где сейчас расположен сад «Золотая долина». С этого аэродрома производилась обкатка отремонтированных самолетов и их приемка спец. комиссией. Отремонтированные самолеты в эшелонах отправлялись на фронт.

ВВАШМ выпускала авиамехаников первого и второго разряда. Курсантам, окончившим школу с оценками «5» по всем дисциплинам, присваивалась специальность авиамеханика первого разряда и звание старшего сержанта, окончившим с оценкой ниже «5» — специальность авиамеханика второго разряда и звание сержанта.

Занятия проводились в три смены, иногда на 40-градусном морозе. По учебной тревоге самолеты готовились по полной программе: навешивались бомбы, заряжались пулеметы, осуществлялась полная проба мотора. На все это давалось 40 минут. За двойку по любому предмету можно было получить двое суток ареста. Курсанты участвовали в погрузке боевых снарядов для фронта, в заготовке древесины, дров, в строительных работах, работали на разгрузке оборудования автомобильного завода им. Сталина. С помощью Васильковцев была построена железная дорога — «мотовоз», по которой рабочие добирались до автомобильного завода.

Воспитанники авиационной школы бегали по утрам умываться на Миасский пруд с полотенцами на шее, ходили строем по Пролетарской улице, о военных буднях шутили: «Вечно грязный, вечно сонный механик авиационный».

У Васильковской школы был свой небольшой оркестр из 10-12 музыкантов. Все передвижения курсантов в кино, на физкультуру, на практику, на аэродромы были под него. Весь город собирался посмотреть, особенно когда пели популярную в то время песню «Все выше».

На ремонте самолетов работали жены командного состава и вольнонаёмные. Среди них — около десятка мальчишек. Их поставили на полное довольствие: Саломатов Иван Николаевич был принят на должность помощника художника, Малинин Борис Николаевич – помощник сапожника, Абрамов Борис Николаевич – помощником заведующего склада. Дети работали так же, как и взрослые: с 8-ми утра до 8-ми вечера. Некоторые из них были единственными кормильцами в семье. Удалось восстановить и отправить на фронт 14 боевых самолетов, 26 авиадвигателей, 15 автомобилей.

В городе Миассе было произведено два выпуска по две тысячи человек. В октябре 1944 года Украина была освобождена от немецких захватчиков, всё оборудование, вооружение и моторы погрузили на эшелоны. Школа увезла с собой две тысячи человек. Вместе с Васильковцами поехало много миассцев, кто работал в школе. Оставили только тех, кто был единственным кормильцем, тех, у кого были маленькие дети, а также детей, работавших в школе.