Памятники ВОВ на территории Миасса
На территории Миасского городского округа расположены мемориалы и памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны.
История Мемориала Славы, расположенного на бульваре Мира началась в 1965 году, когда исполком Миасского городского Совета депутатов постановил: «Учитывая многочисленные пожелания трудящихся города, в честь празднования 20-летия Победы над немецко-фашистской Германией установить на Предзаводской площади памятник-обелиск воинам г. Миасса, погибшим в годы Великой Отечественной войны».
Было решено произвести закладку памятника 8 мая 1965 года в торжественной обстановке с участием представителей тружеников промышленных предприятий, ветеранов Великой Отечественной войны, студентов и школьников. Главному архитектору О.В. Карпову поручили выдать отделу культуры задание на проектирование обелиска, а заведующей отделом культуры Э.Р. Скриповой — заказать проект.
Сооружение памятника запланировали на 1966 год, вменив в обязанности директору комбината стройматериалов Марченко и зав. горкомхозом Васильеву «в срок до 5 мая сего года установить на месте будущего обелиска каменную глыбу с надписью «Воинам города Миасса, погибшим в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов», предварительно согласовав эскиз с главным архитектором.
Отдел культуры объявил общегородской конкурс на лучший проект памятника воинам миасцам.
В состав конкурсного жюри вошли: секретарь ГК КПСС А.П. Ефимов, зам. председателя горисполкома В.А. Шерстнев, зав. отделом культуры Э.Р. Скрипова, главный архитектор О.В. Карпов, начальник Челябинского отдела по делам строительства В.И. Чертовиков, представитель Союза архитекторов В.Г. Гамов, военком Г.В. Рыжков и художник Е.В. Никольский.
На конкурс поступило десять проектов: «Вечная слава павшим героям» (автор — преподаватель школы № 1 П. Г. Левочкин), «Память» (четыре варианта) и «Мир» (В. Румянцев, работник машзавода), «Воин» (автор — О.В. Земляков, техник машзавода), проект под девизом «Х» (Ю.А. Федоров, п/я 120), «Нет, не забудут, не забудут» (В.Н. Ильин, старший инженер машзавода), «Воинам-миасцам» (В. Огурцов, работник редакции газеты «МР»), «Павшим воинам» (Довгаль), проект от группы работников треста «Уралавтострой», макет «Вечность» (работник ЭМИ А. Виноградов), макет памятника погибшему воину (группа учащихся школы № 60).
После обсуждения члены комиссии пришли к выводу, что ни один из проектов не отразил в полном объеме требуемого задания на проектирование. Лучшими признаны проекты под девизами «Память-I» и «Память-II», каждому из которых решено присвоить вторую поощрительную премию в размере 40 рублей.
Третью поощрительную премию жюри присудило проектам «Воин» и «Вечная слава павшим героям». Почетной грамоты ГК КПСС и горисполкома удостоились Ю.А. Федоров (проект под девизом «Х») и учащиеся школы № 60 за макет памятника.
Отметив активность горожан, жюри по ряду причин (несовершенство форм, нереальность осуществления замысла в местных условиях и т.д.) не приняло за основу представленные конкурсные проекты и посчитало необходимым поручить дальнейшую разработку памятника Челябинскому отделению Художественного фонда РСФСР.
Работу над проектом памятника поручили скульпторам и архитекторам Челябинского отделения Художественного фонда России Евгению Макарову, Виталию Чертовикову и Валентину Гамову. Изготовить скульптуру должен был завод ЖБИ.
Вот как пишет об этом Артур Манин в своей книге «Золотой юбилей ЖБИ»:
«…Поступил заказ на изготовление железобетонных конструкций, на завод привезли металлические формы. Надо было приготовить удобоукладываемый бетон, хорошо провибрировать его в формах, чтобы изделие выглядело монолитом безо всяких трещинок, раковин.
Памятник состоял всего из нескольких сборных секций, и секции должны были лечь одна на другую так, чтобы иголку не просунуть. А, кроме того, они должны быть в точности смонтированы на двух вертикальных балках.
Все уже знали: за работу возьмется Василий Кузьмич Михалев, принимавший участие в освоении всех самых сложных изделий. «Хорошо чувствует бетон»,— говорили о нем.
А он вообще хорошо чувствовал камень и не случайно считался лучшим на заводе специалистом по изготовлению бетонных плит из мраморной крошки, некоторые из них шли и на памятники.
Михалев подобрал подручных и приступил к делу. Времени дали немного, и он изготовлял каждый день по одной секции памятника. В течение рабочей недели ответственный заказ был выполнен».
2 ноября 1967 года по распоряжению исполкома создается комиссия для принятия выполненных работ по сооружению памятника воинам миасцам. В состав комиссии вошли главный архитектор О. В. Карпов, зав. отделом культуры Э. Р. Скрипова, скульптор и автор проекта Е. И. Макаров, а также исполнитель памятника, форматор Челябинского отделения Худфонда РСФСР В. И. Камельков (форматор — мастер, который изготавливает формы с моделей скульптора).
На следующий день члены комиссии осмотрели готовый памятник. Отметив, что работы в основном выполнены, попросили рабочих «дополнительно отшлифовать бетонную поверхность, чтобы ликвидировать ямки (вода в них не должна стоять), выполнить надпись на подпорной стене, а также обработать ее бучардой» (бучарда — это инструмент в виде стального молотка, предназначенный для ударной обработки камня методом скалывания).
4 ноября 1967 года мемориал «Скорбящая мать» на бульваре Мира был открыт. Авторы — архитекторы Челябинского отделения художественного фонда РСФСР В.П. Чертовиков, Е.И. Макаров, Гамов. Исполнитель — форматор Челябинского отделения художественного фонда РСФСР В.И. Камельков. Проект выполнен по заказу Миасского горисполкома к 50-летию Советской власти на средства трудящихся Миасса.
9 мая 1985 года на бульваре Мира мемориал в память о воинах-миасцах, погибших в годы Великой Отечественной войны был обновлен и получил название –Мемориал Славы. На 150 мраморных плитах высечено более пяти тысяч фамилий наших земляков, отдавших свою жизнь за свободу и независимость Родины, горит Вечный огонь. Автор проекта Мемориала Славы – художник треста «Уралавтострой» В.С. Земцов.
Решение о сооружении памятника в честь 40-летия победы в Великой Отечественной войны (улица Молодежная, у дворца культуры «Прометей») в память боевых и трудовых подвигов миасцев было принято Миасским горисполкомом в начале 1985 года в связи с подготовкой к празднованию 40-летия Победы.
Памятник – скульптурно-архитектурная композиция, состоящая из вогнутой параболической стенки, кирпичной в основании, облицованной бетонными плитами. Перед стенкой на низких стилобатах – скульптурные композиции в полный рост. С левой стороны – рабочий с полотнищем флага в руке. Рядом с ним горнист. С правой стороны космонавт приветственно поднял руку, слева от него – девушка, держащая над головой лавровую ветвь. В центре – рабочий и девушка, передающие воину символический меч.
Фигуры выполнены из декоративного бетона. Между скульптурными композициями объемными стальными буквами текст: «Народу-победителю, народу-созидателю». Территория перед памятником благоустроена. Авторы: скульпторы А.А. Яковлев и В.В. Карпенко, архитектор О.В. Карпов.
Памятником событиям периода Великой Отечественной войны является и монумент первому автомобилю, установленный на Предзаводской площади 8 июля 1985 года.
Первый уральский автомобиль «ЗиС-5в» сошел с главного конвейера Уральского автомобильного завода 8 июля 1944 года. В тот день на заводе состоялся многотысячный митинг трудящихся завода и жителей города. Почетную ленточку перед пуском главного конвейера разрезал директор завода Г.С. Хламов. Первый автомобиль вывел с конвейера Д.Ф. Колесов. Автомобили «ЗиС-5в», поступавшие на фронт во все возраставших количествах, сыграли свою роль в разгроме гитлеровских захватчиков. На шасси миасских автомобилей устанавливались прославленные «катюши». За годы войны с главного конвейера сошло около 12,5 тысяч автомобилей. В то время они являлись лучшими отечественными грузовыми автомобилями этого класса.
Памятники погибшим воинам установлены в различных районах Миасса: на инструментальном заводе (1974), у станций Миасс-1 (1965) и Миасс-2 (1965), в поселке Первомайском; а также в близлежащих поселках: Ленинск (1965), Новоандреевка (1957), Новотагилка (1975), Нижний (1966) и Верхний (1967) Атлян, Сыростан (1967).
Источники:
Документы Миасского краеведческого музея