Рождение Транссиба
Весной 2021 года исполнилось 130 лет с начала строительства Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороги в мире. Этот транспортный стержень впервые собрал воедино всю нашу огромную страну.
В начале 1890 г. Александр III подписал указ министру путей сообщения «Об отчуждении земель для сооружения железнодорожного пути от города Владивостока до пристани Графской». Из рассматриваемых трех вариантов начальным пунктом строительства пути был выбрано направление — Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск и далее до Нижнеудинска, так как он проходил по наиболее населенной и плодородной местности Сибири. Участок дороги между Миассом и Челябинском фактически стал началом строительства магистрали в апреле 1891 года.
Хотя из истории известно, что строительство Транссиба началось едва ли не с курьеза. Правительство в мае 1891 года узнает, что, оказывается, под Миассом начато строительство пути на Владивосток. Поскольку такое грандиозное для страны событие началось тихо и обыденно, было принято решение организовать торжественную закладку пути на другом конце страны под Владивостоком в присутствии будущего императора российского, и произошло это 31 мая 1891 года. Николай Александрович собственноручно лопатой положил землю в полотно будущей дороги.
Так официально началось сооружение Великого Сибирского пути. А под Миассом в это время без всяких праздничных мероприятий и торжеств уже не первый месяц строительство продолжалось.
Первый, тогда еще деревянный, железнодорожный вокзал был построен тогда же, в 1891 г. В здании имелось три зала для пассажиров, багажное отделение, буфет, почта, телеграф, дамская комната. В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге. 1900» отмечается: «Окрестности полны чудовищно красивых панорам. В 6 верстах от станции находится Миасский завод. Внешне завод напоминает город. От станции Миасс железнодорожная линия поднимается на предгорья Урала и проходит по узкому перешейку между озёрами Чебаркуль и Еловое».
Точная дата постройки каменного здания вокзала неизвестна, вероятнее всего оно было построено в 1894 году. Эта постройка является ярким примером модерна в архитектуре Миасса начала XX века. При строительстве вокзала использовался традиционный для Миасса материал — крупнозернистый чашковский гранит. Здание имеет несимметричный фасад. К центру, основному объему здания присоединяются тамбуры — входы и служебное помещение, переход в которое из основного осуществляется через тамбур-коридор.
Есть и еще один интересный факт: здание старого вокзала попало в кадры знаменитого фильма «Журналист» режиссера С.А. Герасимова, который был уроженцем этих мест, а фильм снимали в нашем городе.
Здание вокзала является одним из старейших станционных сооружений в Челябинской области. К празднованию 100-летия транссибирской магистрали многие города нашей страны капитально ремонтировали свои вокзалы, либо строили новые. Однако в нашем городе уникальное по своей архитектуре старое здание вокзала было решено сохранить и ему был присвоен статус объекта культурного наследия.
Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности.