Пропавший без вести, пославший весточку
Фамилия: Клюкин
Имя: Леонид
Отчество: Матвеевич
Место рождения: г. Верхне-Уральск Челябинской области
Дата призыва: 10.10.1941 г.
Дата рождения/Возраст: __.__.1909 г.
Дата и место призыва: Миасский РВК, Челябинская обл., Миасский р-н
Воинское звание: рядовой
Причина выбытия: пропал без вести
Дата выбытия: __.08.1942 г.
Вот какую информацию удалось обнаружить на сайте «Память народа». Сколько их, пропавших без вести. Может, кто-то из них и пытался сообщить о себе, да железная машина войны безжалостно стёрла и эти последние строки. Но Леонид Клюкин, стоявший у истоков создания Миасской газеты «На борьбу!», остался верен своей профессии даже на грани жизни и смерти, последнюю весточку от него родственники всё же получили, хотя и с большим опозданием.
В начале 30-х годов прошлого века Миасский район был выделен из Златоустовского округа, был образован районный комитет партии и районный исполнительный комитет. Намечалось создание нового печатного органа — газеты «На борьбу!», которую предстояло создавать бывшим рабкорам златоустовской газеты «Пролетарская мысль», жившим в Миассе. Райком партии поручил руководство издательством миасской газеты токарю ремонтного цеха напилочного завода Вячеславу Скрябинскому. Самый первый состав редакции составили насекальщик напилочного завода Леонид Клюкин, кузнец Василий Кузьмин, железнодорожник Евгений Круглов, работник райколхозсоюза Иван Клементьев и другие. Поначалу газета выходила в кредит, в разных организациях занимали бумагу. Не имеющие специального образования журналисты были полны энтузиазма и старания. Заведующий массовым отделом редакции Лёня Клюкин был особенно активен. Он много ездил по миасскому району, отыскивал активных общественников-корреспондентов в колхозах, на приисках и в рудниках. Его же стараниями на магазине № 15 был устроен красный световой транспорант с надписью: «Завтра открывается районный слёт рабселькоров. Отметим его трудовыми достижениями!». Л. Клюкин работал и в промышленном отделе, который впоследствии возглавил.
Он ушёл на фронт в первый год войны. И там он оставался верен журналистской закалке, писал статьи о войне, отправлял их с фронта, их печатали в газете. Летом 1942 года получил ранение, попал в окружение, был взят в плен. Последние известия о нём пришли из района г. Лозовая Харьковской области. «…Там не подвозили воду для питья, а гоняли военнопленных на водопой к реке. Однажды от колонны … отстал высокий исхудалый человек. Он обессилено лежал у обочины. Проводил взглядом колонну, потом стал подбираться ближе к деревенским домам. Навстречу ему вышла колхозница, подала воды, хлеба. Клюкин сказал ей: «- Хозяйка, у меня к вам большая просьба. Я ведь нарочно отстал, хоть и знаю, что замордуют меня за такое дело в лагере …Хочу через вас домой весточку послать… Мне уж не жить, сами видите, как с нами обращаются. Но конец войне всё равно будет и фашистов вышибут из нашей земли. Тогда перешлите моё письмо на родину, в город Миасс на Урале. Пусть хоть узнают, как умер Лёня Клюкин». Женщина приняла из его рук испещрённый карандашом лоскуток бумаги. Товарищи из колонны военнопленных, возвращающиеся с берега реки, взяли обессилевшего бойца под руки и увели в лагерь, за три ряда колючей проволоки. Несколько лет письмо от «высокого исхудалого блондина со шрамом под глазом» хранилось у незнакомой женщины. Уже в 1943 году, после освобождения населённого пункта от фашистов, письмо было отправлено по указанному адресу. В нём Леонид Клюкин передавал привет отцу, жене, маленькой дочке. Сообщал, что силы его кончаются, что больше ему не жить. Просил передать привет всем, кто его знал.
О судьбе Леонида Матвеевича Клюкина писал Вл. Гравишкис в газете «Миасский рабочий». Так стало известно о весточке от «без вести пропавшего» бойца.
Калишева Н.П.