Погода и климат Миасса в XIX — XX вв.
Погодой и ее многолетним режимом – климатом – человечество интересовалось всегда. Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент, или в ограниченный промежуток времени. Погода всегда характеризовалась метеорологическими элементами – давлением, температурой, влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, наличием туманов, метелей, гроз и других атмосферных явлений. Климат является одной из основных характеристик Земли. Под климатом также понимается совокупность всех условий погоды в данной местности за период в несколько десятков лет, а также сочетание условий погоды, характерные для различных ее аномалий.
Метеонаблюдения в Миассе отмечались еще в XVIII — XIX веках в трудах путешествующих естествоиспытателей (П.С. Палласс, А. Гумбольдт и др.). Также природные наблюдения документально отражались в документах приисков и рудников, а также в местных Летописях. Так, в I части Летописи Миасского завода за 1882 год указывается, что: «В Летописи могут иметь место всякого рода явления и события… и, кроме того, чрезвычайные явления природы – затмения Солнца и Луны, метеоры, кометы, градобитья и пожары… и тому подобное».
А в Летописи священника Миасского завода В. Аманацкого пишется: «Уральский хребет, защищая с северной стороны Миасский завод, доставляет ему климат умеренный и притом более сухой; на расстоянии 38 верст к Златоустовскому заводу, весьма приметна уже разность оного, особенно в летнее время: ибо, когда бывает там дождь и холод, в Миассе нередко стоит ясная и теплая погода. Оставляя весной Европу и спускаясь к нам с Урал – Тау, заметно, что древесные почки начинают распускаться, между тем, как на западной стороне Урала, не показывается еще не малейших следов обновляющейся на них зелени».
Какой же была погода в XIX веке? Начало весны было большей частью ветреное, и несколько холодновато, от чего случались ревматические болезни. В первых числах апреля здесь сеяли рассаду капусты, а в последних — вскрывались река Миасс и заводской пруд. Но бывали и исключения – так в середине апреля 1883 года все еще лежал снег, а пруд вскрылся только после 15 числа. Около 1 мая выгоняли на пастбища рогатый скот, овец и лошадей, и вскоре начинали распускаться деревья, а к середине мая луга были покрыты роскошной зеленью. В марте 1885 и в мае 1891 – народ наблюдал полное затмение Луны, в апреле 1891 года пережил снежную бурю, а в марте 1886 – «ярко блистали на небе 4 ложные Солнца, которые появляются лишь зимой при сильных морозах». 1890 год – запомнился миассцам засухами и лесными пожарами.
Начало лета было засушливым или дождливым. В первых числах июня начинала колоситься рожь, а в половине его можно было с удовольствием купаться в пруду и реке Миасс, с этого времени, начинались «жары», доходящие иногда до 30˚ Реомюра (до 37˚С – авт.). [2] Туманы и росы летом были очень часты, особенно при северо-восточном ветре. Когда сырость, произведенная росами и дождями, прекращалась и почва высыхала, она разлагалась в пыль, которая при сильном ветре неслась большими тучами или вилась столбом, проникая в плотно затворенные окна. После засух шли беспрерывные дожди, переполняя колодцы, ключи, реки и озера водой. Дожди были не всегда постоянны; а грозы случались «сильные, так что в эти минуты конвульсивных сотрясений природы невольно содрогался всякий человек, и набожный — начинал креститься». Однако июнь 1984 года – был дождливый и холодный. А от молний в 1847 году сгорели салотопни Оренбургского мещанина. В 1853 году громом была оглушена одна мастерская женщина. Град выпадал довольно часто и крупными кристаллами – так, в 1847 году – град был величиной с куриное яйцо, а в июне 1886 года крупный град, выпавший в Тургоякской деревне, «в некоторых местах лежал не растаявши, более суток». В августе 1882 года – необыкновенные морозы повредили недозревшие посевы. А в августе 1887 г. – свершилось редкое небесное явление – почти полное солнечное затмение, свидетели трактовали его как «светопредставление». Затмение было почти полное, величиной почти в размер новолуния. Это затмение было уже вторым видимым в здешнем краю в текущем столетии, первое полное затмение Солнца было в июне 1842 года. Наблюдали жители Миасского завода и затмение Луны, которое на исходе полуночи «отчётливо было видно простым глазом». В августе же нередко можно было видеть пламенные «сполохи».
Сенокос начинался половины июля, или с Ильина дня. Хлеб и овес убирали в конце августа и в начале сентября. В эти месяцы часто продолжались жара и засуха, которые сменялись прохладными вечерами и холодными ночами и утренниками, от чего у жителей задерживалось накожное испарение и бывал кровавый понос, переходящий в эпидемическую болезнь, от которой ежегодно умирало множество детей. Под влиянием этой погоды два раза развивалась здесь холера. Засухи сменялись продолжительными дождями. Почти постоянно дули здесь северо-западные ветры, а перемена атмосферы зависела от гор, которые как естественные проводники, подобно магнитам, всегда более или менее притягивали к себе облака и туманы. После дождей, рос и туманов, чувствовалась сырость. Осень вообще бывала непостоянная и нередко дождливая, но иногда стояла ясная, сухая и прохладная погода. Заморозки начинались с первых чисел октября, река Миасс и заводской пруд замерзали всегда в последних числах того же месяца, но иногда бывало раннее замерзание — в сентябре. В 1882 году был отмечен пролет кометы. «Звезду с хвостом» хорошо можно было видеть в ранние часы утра. Размер хвоста был громаден, «пушист, наподобие полуоткрытого дамского веера». Из небесных явлений в Летописях указывались также — «смутившие простой народ» падения звезд в 1885 году, и частые северные сияния «с яркой короной и многочисленными лучами».
Около 8 ноября в Миасском заводе выпадал снег, и устанавливался зимний путь. Снег вообще бывал неглубок; только один раз в 1846 году, в ночь на Благовещенье, выпал снег никогда жителями не виданный – местами более 2, 5 аршина (более 1,8 м. – авт.). Морозы зимою поднимались не выше 30˚ Реомюра (37˚С – авт.). Бураны случались часто, особенно в январе и феврале, но не были сильны. Зимний путь прекращался в заводе и в окрестностях чаще в конце марта, редко в первых числах апреля. Из-за продолжительных летнее – осенних засух в феврале 1887 года и в январе 1891 — на городском пруду случались заморы рыбы.В 1889 году замор был такой, что «масса задыхающейся рыбы устремилась к порубям, где и вылавливалась ведрами, решетами и просто руками. Такая охота на рыбу велась две недели в течении февраля». Из небесных явлений – почти всю зиму 1884 года небосклон окрашивался вечерними ярко – красными зорями, «напоминающими пожарное зарево», а в феврале 1894 года – жители Миасского завода наблюдали северное сияние — «светло – розовая широкая дуга и невысокие столбы, и две небольшие радуги, пересекающиеся между собой» — местные « морозные» сполохи.
Наступил XX век. И, как по накатанной, стали повторятся погодные условия и явления прошлого века. Не замедлила сказаться и характерная особенность весенних месяцев Урала – стремительное нарастание температур. Так, в 1991 году случилась самая жаркая весна. Весной усиливалась и ветровая деятельность. Вследствие чего происходили засухи (1975, 1995), а затем резко холодало. Так, в 1900, 1905, 1909, 1970, и в 1989 годах весны были холодные и сырые. А половодье 1947 года из-за подъема уровня воды стало самым разрушительным. «Теплейшим» месяцем года считается июль. Это лучшая пора для купания, однако, и самый щедрый месяц на дожди. Ливень 1965 года продолжался более двух часов, что привело к подтоплению Автозаводского района. Случались в июле и засухи. В 1975 году из-за них пересохли все притоки р. Миасс – Тыелга, Таловка, Куштумга, Атлян и др. 1998 год отметил самое холодное лето года.
Осенью уменьшается количество тепла. Это переходный период от лета к зиме – период последних летних гроз и ливневых дождей, первых заморозков и первого снега. Наиболее значительные процессы – заморозки на почве. Но в последние десятилетия века из-за вырубки лесов все чаще в Миассе стали наблюдаться шквалистые ветры и ураганы. Первая половина зимы в Миассе – наиболее теплая и малоснежная, и в то же время наиболее темная и пасмурная. Самой суровой зимой столетия считалась зима 1968-69 гг., когда даже среднесуточная температура удерживалась в пределах 38-45˚. Гололед и изморозь особенно опасны были в 1917, 1923, 1971 годах. Метели и снегопад – явление обычное, однако февраль 1997 года запомнился миассцам «снежной каруселью» — мощнейшим снежным зарядом с ветром.
Цикличность событий прослеживается на протяжении двух веков, увеличение количества природных катаклизмов в XX веке, начале XXI – следствие ухудшения экологической обстановки, в значительной степени из-за вмешательства человека. В каждом тысячелетии, а иногда и в столетии, на последние 10 лет приходится огромная ответственность за жизнь человечества, ибо они считаются последними в истории Земли. Люди способны влиять на погоду и формирование климата, ибо давно ищут способ подчинить Природу своим целям, а каждое искусственное вмешательство в естественный баланс может вызвать непредсказуемые результаты – увеличение аномальных явлений. Природа в ответ «бунтует», насылая на людей ураганные ветры, проливные дожди, продолжительные засухи, и прочие стихии, что подтверждает опасность способностей Человечества нанести самим себе вред. Об этой истине, наряду с описанием явлений природы и климатических особенностей, говорится в любом источнике, начиная с Ветхого Завета.
По словам Ж.Б. Ламарка, цель Человеческого рода – уничтожить самих себя, но перед этим уничтожить свою Планету. Остается только надеяться на то, что автор этих слов не абсолютно прав в своем утверждении, и люди, способные не на словах «дружить» с Природой не единичны на Земле.
Татьяна Салтовская, гл. хранитель краеведческого музея.