За Родину на суше и на море
Леонид Иванович Длужневский, родившийся в г. Миасс в 1915 году, был призван на действительную военную службу в 1940 году. К началу Великой Отечественной войны он находился на одном из эстонских островов, откуда успел отправить несколько фотографий в Москву своей жене, Длужневской Ольге Александровне. После 21 июня 1941 года от него никаких известий и писем не поступало. Лишь только в конце 1942 года пришло извещение о гибели рядового 118-го отдельного сапёрного батальона /осапб/ 48 стрелковой дивизии Л.И. Длужневского. Сведений о месте захоронения не было. В 1995 году Ульева /Длужневская/ Наталья Леонидовна пыталась узнать о судьбе своего отца, но в ответ получила сообщение от Эстонского Красного Креста о том, что место захоронения установить не удалось. В 2014 году Центральный Архив Министерства обороны Российской Федерации уточнил, что Длужневский Л.И. погиб 27 июля 1941 года. Сведения о месте захоронения и о родственниках погибшего в донесении не указаны, в алфавитных книгах учёта безвозвратных потерь личного состава 48 сд за 1941-1942 гг., 1941-1944 гг. Длужневский Л.И. не значится. Для сведения сообщалось, что части 48 сд 27 июля 1941 года вели боевые действия в районе населённого пункта Виру-Ягупи, который располагался примерно в 12 км к юго-востоку от крупного населённого пункта Раквере (Эстония). Но на сайте «Память народа» удалось обнаружить любопытный документ от 4 октября 1942 года, ответ на запрос Центральному Бюро по персональному учёту потерь личного состава Действующей Армии и Красно-Пресненскому Райвоенкому: «… сообщаем, что в личной беседе с тов. Гольтяевым Е.Ф. факт гибели Длужневского Леонида Ивановича, находившегося на борту теплохода 27 июля 1941 года, подтвердился. Адъютант Старший 118 ОСБ Капитан Никишин». То есть, рядовой Длужневский Л.И. 27 июля 1941 года находился уже не на эстонском острове, а на морском судне. Как он туда попал? Вариантов множество. В первые дни вероломного нападения фашистских войск советским военнослужащим пришлось спешно эвакуировать мирное население и раненых. Длужневский Л.И. мог оказаться в числе раненых или в группе сопровождения. Из-за неравных сил в первые месяцы войны советским войскам пришлось с боями отступать, воспользовавшись морским путём. Ещё одна версия была предложена дочери Леонида Ивановича уже в ходе запросов через друзей и знакомых о любой информации об отце. Один из свидетелей сообщил о Длужневском Л.И, что «после начала войны он был направлен на службу на электроход «Иосиф Сталин» на Балтике. В июле 1941 года турбоэлектроход был обстрелян фашистской артиллерией» и после этого сведений о бойцах, находившихся на турбоэлектроходе, не появлялось. Из этого следует, что сапёр Длужневский мог оказаться в составе команды судна «Иосиф Сталин».
По плану германского командования «Барбаросса» захват полуострова Ханко был первоочередной особой задачей, выполнять которую было поручено сухопутным войскам Финляндии, была создана ударная группа «Ханко». По плану захвата базы основной упор делался на неожиданность нападения и быстрый штурм с суши.[i] Вечером 21 июня на Ханко был получен сигнал наркома ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова, все части выведены из казарм на оборонительные позиции, зенитные части подготовлены к отражению воздушной атаки, в море выведены корабельные дозоры, выполнено полное затемнение.
Товаро-пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» строился в Амстердаме (Нидерланды) для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград — Лондон). Лайнер был заложен в 1938 году и через год спущен на воду. В феврале 1940 года судно передали заказчику. С началом Великой Отечественной войны «Иосиф Сталин» был мобилизован и переименован в военный транспорт «ВТ-521». 20 июня 1941 года пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» прибыл в порт Ханко по расписанию, чтобы, принять грузы и пассажиров, отбыть в Ленинград с заходом в Таллин. Последний пассажирский поезд из Ханко в сторону Хельсинки ушел в середине дня пустым. Следом финны разобрали участок железнодорожного пути и полуостров Ханко с размещённой на нём военно-морской базой СССР оказался отрезанным по суше от «Большой земли». Поэтому командование базы задержало судно «Иосиф Сталин», турбоэлектроход вышел из Ханко только в 13 ч 00 мин 22 июня, имея на борту 3000 женщин и детей (в документах, размещённых на сайте «Память народа», называется другая цифра — 4000 тыс. женщин и детей).[ii] Эсминец «Смелый» и малые охотники из состава ВМБ Ханко эскортировали турбоэлектроход. При входе на таллинский рейд «Смелый» подорвался на мине. В результате подрыва вышли из строя три кочегарки и все навигационные приборы, но задача сопровождения была выполнена. «Иосиф Сталин» прибыл в столицу Эстонии, откуда его пассажиры поездом добрались до Ленинграда. [iii] На полуострове еще оставалось более 3500 мирных жителей. Но следующий рейс на Ханко «Иосиф Сталин» совершил только через 163 дня. То есть, Леонид Иванович Длужневский погиб 27 июля 1941 года при вражеском артобстреле электрохода, а самого электрохода в этот период поблизости не было! А вот с другим боевым судном из сопровождения «Иосифа Сталина», эсминцем «Смелый», как раз 27 июля 1941 года случилась беда в указанном районе. Возможно, Длужневский Л.И. был в тот роковой день не на «Иосифе Сталине», а на сопровождавшем его в июне «Смелом»?
В ночь на 27 июля минный заградитель «Суроп», сторожевик «Буря» и тральщик «Фугас» выставили в Ирбенском проливе дополнительные 137 мин. Постановку прикрывал эсминец «Смелый», который в 2:49 в 35 каб западнее мыса Колкасрагс был атакован немецким торпедным катером S-54. Катер находился в засаде, выпускал торпеды с малого хода и поэтому не был обнаружен, считалось, что эсминец подорвался на мине. В результате взрыва носовая часть в районе 40–50 шпангоута была надломлена, надстройку и первую трубу сдвинуло вправо, второй котёл сорвало с фундамента, а полубак с обоими орудиями прогнулся и ушёл под воду. На эсминце погибло 20 человек, а остальных быстро перевели на подошедший тральщик «Фугас».
Сторожевик «Буря» взял повреждённый корабль на буксир и пытался увести в Куйвасту, однако эсминец постепенно принимал воду и к 6 часам утра погрузился до второй трубы. Скорость буксировки не превышала двух узлов, а затем надломленная часть уткнулась в грунт. Опасаясь атак немецких самолётов, находившийся на «Буре» начальник штаба ОЛС капитан 2-го ранга И.Г. Святов приказал торпедным катерам сопровождения потопить эсминец. В 6:12 «Смелый» затонул в семи милях северо-западнее мыса Колкасрагс. Командир «Смелого» капитан 3-го ранга В.С. Быков был разжалован в старшие лейтенанты и отправлен на фронт.[iv] Следует эту информацию поправить, так как по документам с сайта «Память народа» капитан Быков, получивший в тот день тяжёлые ранения, после излечения продолжил службу во флоте и заслужил множество наград.
Не смею утверждать, что именно эта версия верна. Но, видимо, её тоже нельзя исключать. Ведь вполне вероятно, что среди погибших при взрыве, на затонувшем эсминце, мог оказаться и Длужневский Леонид Иванович, чьё место захоронения до сих пор не установлено.
Тяжёлые бои и невосполнимые потери Великой Отечественной войны до сих пор до конца не изучены. Ещё много героев числятся пропавшими без вести и родные не знают мест их захоронения. Но память о них должна жить, должны продолжаться розыски и уточнения тех событий, несмотря на накопившиеся ошибки и путаницу в различных источниках информации.
Кстати, отец Леонида Ивановича, Иван Длужневский, был в Миасском городском училище учителем, готовил и репетировал «во все средния учебныя заведения и на звание учителя». В газете «Казак» за 1910 год встречается несколько объявлений от его имени, даже указан адрес: Златоустовская улица, дом Алекс. Мих.Тиунова.
[i] Чернышев А. А. Оборона полуострова Ханко. Москва, «ВЕЧЕ». 2011.
[ii] https://pamyat-naroda.ru/
[iii] http://militera.lib.ru/tw/bragin_vi/05.html
[iv] https://warspot.ru/13389-chyornoe-leto-41-go-baltiyskiy-flot-protiv-nemetskih-konvoev