Будни депо Златоуст в период первой мировой войны
Архивные документы позволяют воссоздать страницы истории Самаро-Златоустовской железной дороги (далее СЗжд) в период первой мировой войны.
Кадры подбирались особо тщательно, рассматривались характеристики с предыдущих мест работы. В сентябре 1914 года были сделаны запросы о служебных и нравственных качествах работавших в депо Златоуст бывшего помощника машиниста Макара Ефимова Фирсова и помощника машиниста Владимира Сластионова, дана справка о службе бывшего машиниста Николая Виноградова. Накануне войны, 24 мая 1914 года на запрос из Санкт-Петербурга о служебных и нравственных качествах помощника машиниста I — го класса депо Златоуст Василия Васильева для предоставления ему должности на Риго-Орловской железной дороге в переводе дан отказ «ввиду тяжёлого положения». От жителя города Самары, бывшего слесаря и «исполняющего помощника машиниста депо Златоуст Евстаерия Высоцкаго» 7 августа 1914 года поступило прошение в администрацию СЗжд: «Имею честь покорнейше просить Ваше Высокоблагородие, не найдёт ли возможным принять меня, во вверенную Вам дорогу в качестве помощника машиниста».
В 1915 году сведения об ожидаемых расходах вносят поправки в бухгалтерию управления СЗжд. «На выдачу дополнительного вознаграждения заместителю Бухгалтера Материальной службы и другим старшим агентам счетоводства …за фактическое исполнение работы, возложенной на Бухгалтера службы, призваннаго на действительную военную службу, и на наём одного временного конторщика с окладом 40 р. в мес.: ежемес.175.00; за год 2100.00»; «Содержание конторщика на ст. Златоустъ, вместо откомандиров. на ст. Челябинск в помощь агентам передачи… Отдельн. месяч. 50.00… Произведено 31.00…». Из этих документов понятно, что ощущается нехватка рабочих рук. К концу 1914 года было отменено циркулярное распоряжение от 13 января 1906 года о недопущении студентов высших учебных заведений на железнодорожную службу по вольному найму. К 1916 году расширяются возрастные рамки, на работу принимаются лица уже от 16 до 60 лет.
Но одновременно было введено ограничение контингента служащих по национальному признаку. «Г.г. Начальникам казённых, Управляющим и Директорам частных ж/дорог и Заведывающим подъездными путями» поступает Приказ Министра Путей Сообщения из Петрограда от 5 сентября 1914 года об увольнении от службы в кратчайший срок «всех иностранных подданных кроме союзных и нейтральных /кроме турецких и болгарских/». 7 июля 1915 года даётся указание «ни под каким видом не допускать вообще к поездам с военнопленными посторонних лиц, семейств служащих, а также и самих служащих, если присутствие их не вызывается исполнением обязанностей, а тем более разговаривать на немецком языке», т.к. «…Среди служащих Самаро-Златоустовской жел. дороги и среди членов их семейств… встречаются личности, преимущественно немецкого происхождения, не только сочувствующие нашим врагам, но и позволяющие себе демонстративно подчёркивать свои симпатии к военнопленным…».
Жандармское полицейское управление железной дороги отслеживало массы проезжающих. Жандармскому унтер-офицеру станции Литяги поступило распоряжение от 18 июля 1915 года: «За появляющимися по какому бы то нибыло случаю на станции евреями иметь особое наблюдение и ни под каким видом не подпускать их к воинск. поездам». Из предписания Начальника самарского отдела Жандармского полицейского управления железной дороги от 28 августа 1915 года узнаём, что «По имеющимся сведениям с дальнего Востока направляются внутрь России евреи Динь и Левин в сообществе с шайкой около 12-ти человек, с целью взорвать заводы в Златоусте, Екатеринославе, а также произвести разрушение ж/дороги. Приметы Дина: роста выше среднего, полный, очень крепкого телосложения, бритый, не предполагает носить накладные усы. Возможно, что предъявит в виде паспорта св-во за № 196 от 5-го марта 1914 г. на имя Хаима Евелева Ш(Щ?)ербелисъ за подписью Пристава Новопристанскаго уч-ка Городской полиции Шт. Капитана Крицкаго. Фотографич. карточка Левина будет, по получении, выслана дополнительно». Указано установить самый строгий надзор за полосой отчуждения, объявить «безусловно доверенным агентам» о возможности покушения на дорогу, арестовывать лиц, внушающих подозрение «в принадлежности к упомянутой шайке», так как помощь чинам жандармской полиции «есть дело обще Государственное».
Нарушения всё же случались. Рабочий депо Златоуст Фёдор Хнырёв был командирован на станцию Кропачево в качестве дровоклада. Под предлогом поездки в Златоуст за хлебом и деньгами он 4 октября 1914 года оставил службу без разрешения Начальника депо Кропачево, за что был арестован на месяц с увольнением от службы. Расследованием установлено, что хлеб и деньги у Хнырёва были. «Малейшее уклонение без особо уважительных причин от возлагаемых на служащих дороги обязанностей преступно и недопустимо, почему Особым Комитетом при Управлении дороги на виновных в сём будут налагаться строгия наказания без всякаго снисхождения… Нач. дороги инж. Н.Лопатин». Приказ надлежало вывесить в мастерских, депо, артельных помещениях.
Любопытно расследование «случая незаторможения тендера и не постановке на центр переводного рычага паровоза № 48 в депо Таганай 13/IX 1914 года». Ранее всех (2 октября) датированы объяснительные записки Старшего кочегара Максимова, Кочегара Лихачёва, помощника Петрова, инженера (фамилия обозначена в других документах — Черемшанский). Следующим днём помечен доклад о том, что «виновен, главным образом, дежурный кочегар Сыскетов в не наблюдении за правильной постановкой находящегося под его надзором паровоза в депо. Машинист Зубков I косвенно виновен в том, что запустил ручной тормоз настолько, что им трудно было работать и при постановке паровоза в депо затормозил не ручным, а воздушным тормозом, который постепенно отпускал колодки; обстоятельство это смягчает вину дежурного кочегара Сыскетова». 22 октября готов временный машинописный приказ №253 по службе тяги о наложении взысканий с карандашными примечаниями и исправлениями. «При осмотре д. Златоуст 13 сент. сего года Гос-м Старшим Инспектором инж. П.П.Риццони было обнаружено, что у стоявшего на парах в паровозном здании пассаж. паровоза сер. Б.№ 48 рычаг перемены хода находился не в среднем, а крайнем положении и ручной тормоз не был заторможен. Произведённым расследованием не выяснено в каком положении оставил машинист Зубков I Иван рычаг перемены хода при постановке паровоза затормозил его тормозом Вестингауза, а не ручным. Вследствие утечки сжатого воздуха через некоторое время колодки отошли. Дежурный кочегар Сыскетов пробовал затормозить ручным тормозом, но это ему не удалось, т.к. последний плохо работал, был запущен, не был расхожен. Сыскетов никому не заявил о неисправности тормоза». На основании результатов расследования формировался список наказаний (текст, выделенный курсивом, был в первоисточнике зачёркнут): «…объявляю (далее текст неразборчив) 1) выговор машинисту Зубкову I Ивану …, что, при постановке паровоза в депо не затормозил его ручным тормозом и содержит настоящий в неисправном состоянии 2) строгий выговор с предупреждением об увольнении кочегара депо Сыскетова – в отсутствии наблюдения за правильной постановкой находящегося под его надзором горячего паровоза и 3) ставлю на вид дежурному по депо инженеру Черемшанскому в недостаточном надзоре за горячими паровозами, находящимися в депо и за работою дежурных агентов депо». В конце карандашом написан, видимо, окончательный вердикт: «Объявляю машинисту Зубкову I Ивану, выговор, кочегар Сыскетов – строгий выговор предупреждение о (неразборчиво). Инженер Черемшанский – вышеуказанному ставить недосмотр на вид. Вместе с сим предлагаю Г.г. Нач-кам участков Тяги и оборотных депо требовать от дежурных по депо зоркаго надзора за паровозами находящимися в депо на парах и возвстановления в памяти соответствующих §§ Инструкций и Приказа по дороге за № 2201 от 5 дек. 1912 г., каковые надлежит подтвердить также и кочегарам депо и паровозным бригадам». Под документом предполагаются подписи: Начальник дороги, инженер И. Лопатин, Начальник службы Тяги Инженер Степаненко, Начальник Паровозного Отдела инженер Мыльников.
Удалось обнаружить сведения о событиях из жизни одного из фигурантов описанного выше дела, происходивших примерно в тот же период времени. Первым попалось прошение машиниста Зубкова об упразднении кочегара. В октябре 1914 года он отправляет в Челябинск Ревизору службы тяги Мыльникову докладную записку. Документ воспроизведен полностью с незначительными сокращениями неразборчивых слов, с сохранением орфографии и пунктуации первоисточника, так как он ярко отражает непростые взаимоотношения в рабочем коллективе: «Честь имею довисти до вашего свидения отом что у нас на счёт Отопления угля в два лица У нас машинисты и Помощники разбиты на две партии одна за то что можно ехать свободно другия притендуют против этого и собралось такая кучка и дали депешу Министру. Когда машинист Мащенок привёз из Челябинска этого Ревизора То Мащенка чуть машинисты не побили. Потому он не стал из Сыростана в Уржумку. А я незнал что в той партии примкнули наша начальства и я подал Докладную записку отом чтобы на Пассажирские Паровозы сняли кочегаров что езда возможна без кочегаров Потому очистка и подугибают угол водолива то помощнику не прибавляется работы кроме той которая Полагается ему. Сравнивая Ю.З.Ж.д. на которой езда в два лица без различия все поезда по упо….(часть слова неразборчиво) лехши Потому что у нас Профель Пути Перисиченная на подъёмы и уклоны Миня у пути лехко заготовить пару и воды я на станцию прибываю у меня все готова только занимаюсь осмотром паровоза и смазкою его время этого я пожертвовал от каждой тысячи верст и зарплатой мною 5 р.,…. (слово неразборчиво) в пользу раненых. Но меня по мою докладную Нач-во ничего не ответили. А Нач-к депо Никол. Александр. Господин Градский. Досказал содержание всей моей докладной Записки на машинисты Соколов Синкевич Курпелов (или Кузпелов) Ушанцев (или Уманцев) просили Гродского что он отобрал от меня Пассажирск. Паровоз и дали меня товарный и снисти на заднюю очередь в II … (слово неразборчиво) Поэтому Покорнейше прошу Василия Ефимовича… моего одного любимого справедливого начальника. Похлопотать не дать восторжествовать не справедливости А дойтъ восторжествовать справедливости назначить меня на пассажирский в два лица и назначить моего кочегара Лихачёва Макара. Потому что все помощники возмущены и не хотят учиться отоплять углём Паровозы их машинисты подстрикают чтобы они брали бюлитини в пути и заявляли отдыхи посриди пути. По этому не пожилейте своих трудов приехать и самим сделать пробу на товарн. и пассаж. Паравозе и отстранить всех машинистов и их помощников и тогда кончутся недоразумения и пририкания. Если вы назначите одну из бригад пассажирский то они видя его за работаю подадут заявление (неразборчиво) в два лица». Аргументы оказались для начальства неубедительными. От имени Начальника службы Тяги и Начальника Паровозного Отдела инженера Мыльникова даётся указание Начальнику IV участка Тяги разъяснить машинисту Зубкову, что для скорейшего освобождения перегонов для пропуска воинских поездов, «на пассаж. паровозах в помощь машинисту и помощнику для ухода за паровозом главным образом, на станциях – Упр-е дороги находит необходимым оставить кочегаров».
/Использованы документы Центрального Государственного Архива Самарской Области/.
Младший научный сотрудник Н.П. Калишева