Развитие киноиндустрии в Миассе в 1930-1950 гг.

27 августа — День российского кино. Впервые его стали отмечать в 1980 году. Даты неоднократно менялись, пока окончательно не остановились именно на этой. 105 лет назад 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России. Сейчас в этот день принято проводить кинофестивали, устраивать встречи с актерами и режиссерами, организовывать тематические выставки.

Однако нужно отметить, что в советское время кинематограф выполнял скорее не развлекательную роль, а являлся средством политической пропаганды. Поэтому над деятельностью кинотеатров осуществлялся контроль со стороны партийных и административных органов.

В связи с этим в окружном архиве г. Миасса сохранилось достаточно много документов, касающихся развития и деятельности кинотеатров.

Небольшая часть относится к довоенному периоду (фонд нотариальной конторы № 1). Это биография Александра Фотогдинова от 2 февраля 1934 года. Родился он в 1908 году в семье торговца. Однако, когда овдовевший отец решил уехать из Миасса, они с братом и бабушкой остались в родном городе. С 16 лет Александр стал работать в кинотеатре – расклеивать афиши, сторожить, дежурить на входе. В 1925 году был принять в члены РАБИС (профсоюзная организация работников искусства).

За добросовестную работу Миасский горсовет и союз РАБИС направили Александра на курсы киномехаников в Пермь, где, проучившись шесть месяцев, он получил специальность «киномеханик передвижки».

После возвращения в город он ездил с кинопередвижкой по Миасскому району, а затем устроился в кинотеатр на Миасский прииск в качестве демонстратора фильмов. Вскоре он становится заместителем директора, а после обучения в Свердловске – директором кинотеатра и уполномоченным «Уралкино» в Миассе.

Директором кинотеатра «Энергия» в том же 1934 году работает Г.П. Стюарт. Об этом мы узнаем из другого документа – договора между директором кинотеатра «Энергия» Г.П. Стюартом и пианистом В.В. Женишек, который в составе трио (скрипка, виолончель, рояль) становится ответственным за музыкальную иллюстрацию кинокартин, соответствующий подбор музыки, художественную ценность и надлежащее качество исполнения. Интересно, что дирекция кинотеатра по договору принимала на себя обязательство оплачивать семье Женишек не только квартиру и ее отопление, но и прикрепление пианиста и его иждивенцев к столовой ИТР.

Помимо отрывочных документов, существует целый фонд № 39 под названием «Миасский межрайонный отдел кинофикации». Крайние даты фонда 1946-1953 гг.

В фонде хранятся бухгалтерские ежемесячные и годовые отчёты, оборотные и инвентаризационные ведомости, приёмо-сдаточные акты и отчёты по реализации билетов, штатное расписание и часть кадровых документов, приказы, перечни и рекламные плакаты фильмов и многие другие документы.

В оборотных ведомостях содержится информация о движении финансовых средств. В плане исследования эти документы интересны тем, что из них становится известно, с какими организациями киносеть ведёт финансовые дела. Часть из них обеспечивали деятельность кинотеатров и клубов, такие как гортоп, контора связи, горэлектросеть, бюро инвентаризации, госбанк, нефтебаза и другие. В типографии печатались билеты, через редакцию газеты «Миасский рабочий», радиовещание, Челябинскую радиокомпанию проводилась реклама. Уральское отделение Главкино в Свердловске, Снабсбыткино, Златоустовский отдел кинопроката обеспечивали киносеть фильмами.

По статистике только половина киноустановок по стране относились к Министерству кинематографии, столько же находилось в ведении Министерства ВЦСПС и различных организаций либо обслуживалось передвижными киноустановками – клуб им. Силкина МНЗ, УралЗИС, Золотопродснаб, учебные заведения: автомеханический техникум, педучилище, школы ФЗО  № 9 и № 39, в/ч 265, заводы Динамо, 611 и 657, рудоуправление № 26, Дом учителя, Миассторг, Миассзолото, Заготзерно, маслозавод  и некоторые другие промышленные предприятия, даже лагерные отделения системы УПВИ УМВД, где в штате состоял киномеханик.

С драмтеатром г. Златоуста и Курганским театром музыки заключались договоры на проведение гастролей в кинотеатре «Энергия» в летнее время. 

Инвентаризационные ведомости содержат информацию об имуществе, принадлежавшем городской киносети, и дают возможность представить себе внутреннее убранство кинотеатра «Энергия». Помимо мебели: столов, шкафов, разного рода театральных кресел мягких и деревянных, стульев венских и простых, полумягких и мягких, диванов венских и мягких были еще изысканные предметы интерьера: люстры, настенные часы, цветы в фарфоровых вазах, подсвечники, зеркала (трюмо и со столиками), музыкальные принадлежности: патефон, набор из 74 пластинок речей Сталина и Молотова, рояль «Шредер». Для оформления сцены использовались шторы, занавес и драпировки, а на стенах висели не только портреты, и барельефы вождей Ленина, Сталина, Молотова, маршалов Жукова и Конева, писателя Горького, но и карта района, а также картины с различными сюжетами («Лесной пейзаж», «Дети бегут от грозы»). В перечне имущества указаны и 289 елочных украшений, из этого понятно, что в Новый год в кинотеатре ставили большую ёлку. Правда, за долгие годы использования предметы приходили в ветхость, и часть подлежала списанию, а часть реставрации, об этом содержатся сведения в актах по списанию. Для развлечения зрителей до сеанса в кинотеатре находился бильярд, а для детей стояла витрина с газетой «Пионерская правда». 

Что касается деятельности миасских киноустановок в рассматриваемый период, то их количество незначительно, но менялось. С 1946 г. по 1953 год в Миассе действовал только один кинотеатр – «Энергия» на 500 посадочных мест, правда уже в те годы в связи с ростом числа жителей вставал вопрос о строительстве кинотеатра и на ст. Миасс, но решен не был.

В системе городской киносети в разные годы действовали от шести до восьми стационарных киноустановок, расположенных в арендованных клубах (всего 930 посадочных мест): УралЗИС (в том числе на открытой площадке), поселков Мелентьевка, Тургояк, станции Миасс, Ильменского заповедника и домах отдыха на оз. Тургояк. Кроме того, были две передвижки, одна из них – школьная.

Планы по посещаемости и по доходам на 100% выполнялись нечасто. Существующие проблемы, которые мешали выполнению плана, выражались в необходимости ремонта киноаппаратуры и кинобудок, несвоевременной доставке фильмов, низкой квалификации, а иногда и отсутствии киномехаников. Часто, несмотря на увеличение количества киносеансов, был недобор по зрителям из-за повторных показов фильмов (до 40 %). Златоустовский отдел проката практиковал замену кинофильмов без предварительного согласования, так что рекламу приходилось менять за пару часов до начала сеанса. Мешали и перебои с электричеством: из-за частого отсутствия электричества (бывали вечера, когда свет отключали по 6-7 раз) 6-часовой сеанс в «Энергии» заканчивался в 11 часов вечера. Часть киноустановок были нерентабельны (например, Ильменского заповедника), которая вскоре была закрыта).

По отчетам чаще других план выполняли кинотеатр «Энергия», киноустановки на ст. Миасс, Тургояк, Динамо и школьные передвижки.

Количество рабочих дней было разным: ежедневно работал только кинотеатр Энергия, остальные киноустановки по 16-18 дней в месяц. Цены на билеты в этот период были стабильны: за одну серию дневного сеанса взрослый 2 руб., вечерний сеанс 3,5 руб. и 4,5 руб., в зависимости от места. Детский билет стоил 1,5 руб.

Кинотеатры и клубы не только демонстрировали кинофильмы, здесь проводилась большая агитационно-массовая работа со зрителями, особенно в период политических кампаний: выборы в Верховный Совет СССР и РСФСР, День Красной Армии, Первомайские праздники, День Победы над Германией и Японией, Октябрьские дни, День Конституции.

Проводилась политическая работа и с коллективом киносети – коллективная читка газет, проработка законов и постановлений, докладов крупных политических деятелей, Положения о Выборах, Постановления об «идеологически вредных» журналах «Звезда» и «Ленинград».

Не забывали и о работе с детьми. В дни каникул в кинотеатре проводились детские киносеансы ежедневно, а в клубах не реже одного раза в неделю. Для коллективного посещения детьми кино был организован просмотр фильмов – «Каменный цветок», «Кащей Бессмертный», «Сын полка», «Руслан и Людмила».

Кадровые документы позволили восстановить данные о руководящем составе того периода, узнать фамилии работавших киномехаников, уровень их квалификации и заработную плату. С 1947 по 1953 год сменилось несколько руководителей. С января 1947 г. начальником горотдела Миасской киносети работал Леонид Борисович Медведев, 15 января 1949 г. он передал дела вновь назначенному начальнику Николаю Вениаминовичу Александрову. В 1950 г. руководство перешло Батехину Петру Кузьмичу. В 1951 году начальником отдела кинофикации стала Мария Васильевна Ваулина, которая с 1 декабря 1952 г. была переведена на должность директора кинотеатра «Энергия», сменив на этой должности Филимонова Михаила Тимофеевича, ставшего с марта 1953 и до 1963 года директором краеведческого музея.

Старшим киномехаником был Геннадий Иосифович Мазеин, он работал в кинотеатре «Энергия». Уровень его квалификации был самым высоким, именно он ездил по городу настраивать или ремонтировать киноустановки и обучать новых киномехаников. На Мелентьевке работал Комлев, на ст. Миасс Воронец, в Тургояке Новиков, в доме отдыха № 2 Мельнов, на УралЗИС — Радиков, и в передвижке Мурдасов. В других документах упоминаются киномеханики: Набеев, Корнилов, Никитин, Улыбин, Смирнов, Надеждина.

Что касается финансовых документов, хранящихся в архиве, среди них есть квитанции на оплату гонораров по охране авторских прав: за использование музыки композиторов оркестром, который играл в фойе кинотеатра «Энергия», в разные месяцы 1951 г. – в размере 2551 руб., 4600 руб., 1284 руб.

Зарплата артистов оркестра, состоящих в штате «Энергии» в месяц в среднем составляла 620 руб. В состав музыкантов оркестра входили Красилов М.А. (руководитель оркестра), Подрядов И.И. (саксофон), Кузнецов М.В. (тромбон), Шулепов А.И. (труба), Плесцов Б.П. (скрипка), Якименская М.И. (фортепиано), Зайцев П.А. (аккордеон), Маршалов С.Я. (ударник). За пользование собственными музыкальными инструментами по Постановлению правительства была установлена оплата в месяц во время музыкального сопровождения фильмов: скрипка 38р., аккордеон 40-50 р.  и т.д.

Также имелись другие статьи расходов:

— Реклама фильмов, которая осуществлялась через газету, радиовещание, афиши, фотовитрины, художественные и текстовые щиты-рекламы, была даже светящаяся реклама. До 4000 руб. в месяц.

— Выставки в целях пропаганды кино.

— Плата за прокат фильмов.

— Амортизация имущества,

— Расходы на журналы, газеты для зрителей.

Исследуя деятельность киносети, нельзя не остановиться на репертуаре. Он составлялся руководителем киносети совместно с начальником отдела Златоустовского «Главкинопроката» один раз в месяц на каждую установку отдельно.

Анализируя репертуар по документам архива, видно, что преимущественно в прокат выбирались фильмы, снятые в военные и первые послевоенные годы. Из более ранних демонстрировались любимые всеми мюзикл «Волга-Волга», комедия «Девушка с характером», революционные кинопоэмы «Юность Максима» и «Депутат Балтики», а для детей «Руслан и Людмила» и «Личное дело» по сценарию А. Гайдара.

А вот фильмов, снятых в период 1941-45 годов было много. В них главным образом отражались события Великой Отечественной войны. В 1942 году выходит первый полнометражный фильм военного периода – «Секретарь райкома» (режиссер Иван Пырьев). Его авторству принадлежит также картина «Свинарка и пастух» (1941).

Фильм «Большая земля» режиссера С. Герасимова рассказывает об эвакуации на Урал промышленности и судьбе беженцев. «Великий перелом» — о битве на Волге, «Остров Безымянный» — о затерянной метеостанции на Севере, мужестве полярников в борьбе с фашистами. Из документальных демонстрировался фильм «Вена». Фильмы о моряках и десантниках: «Морской батальон», «Иван Никулин русский матрос». О борьбе с фашизмом на территории Европы – «Зигмунд Колосовский» и «Человек № 217».

Однако людям хотелось видеть на экране не только подвиги советских солдат, но и далекие от реальности музыкальные, развлекательные фильмы и сказки, позволяющие забыть об ужасах войны. Так, ближе к концу войны появляются лирические и музыкальные картины. «Здравствуй, Москва», «Сильва», «Юбилей», «Близнецы», «Нассреддин в Бухаре», «Аршин мал алан».

Хитом кинозалов стала комедия Семена Тимошенко «Небесный тихоход», снятая в 1945 году. Картина запомнилась зрителям игрой актера Николая Крючкова – воплотившего собирательный образ советского воина, победившего фашизм и Фаины Раневской в роли профессора военной медицины. А песни из фильма «Первым делом – самолеты» и «Пора в путь-дорогу» стали классикой. Уже после войны на экраны вышла комедия «Сердца четырёх», которая была снята ещё в 1941 году, но из-за начала войны было решено не показывать эту легкую музыкальную комедию про мирную жизнь. Момент был не тот. А вот в 1945 году «Сердца четырех» стали одним из лидеров советского кинопроката.

Для детской аудитории были сняты Кащей Бессмертный. В 1945 г. — «15-летний капитан» по роману Жюль Верна, и в том же году «Пропавшая грамота» – первый советский полнометражный мультфильм по повести Н.В. Гоголя. А в числе лучших экранизаций можно назвать «Каменный цветок» по уральским сказам П.П. Бажова, — фильм, в котором осваивались художественные средства цветного кино. Особенно трогательным был фильм «Жила-была девочка», который частично снимался в блокадном Ленинграде, это история двух маленьких девочек 5 и 7 лет, перенесших наравне со взрослыми все тяготы войны.

Послевоенный период получил неофициальное название сталинского «малокартинья», когда главным принципом был провозглашен «лучше меньше, да лучше», за семь лет с 1946 по 1952 год на экран вышло 127 наименований кинофильмов, а за 1941-1945 годы в очень трудное для страны время вышло 164 картины.

В репертуар миасской киносети попали шесть фильмов, снятых после 1945 года. «Падение Берлина», где смысл победы показан как результат мысли военачальников и много пафоса в образе Верховного главнокомандующего Сталина (интересно, что в Миассе отказались от повторного просмотра фильма и вернули его в Златоуст). «Солистка балета», «Белый клык», в съемках участвовал Джульбарс, собака — участник Парада Победы, единственная удостоенная боевой награды медалью «За боевые заслуги», «Сын полка» и фильм «Сыновья», где действие происходит в оккупированной фашистами Латвии,

В кинотеатрах демонстрировались не только отечественные картины, а также трофейные, привезенные солдатами-победителями: американские, английские, итальянские, немецкие. Правда, в репертуаре миасских кинотеатров их было немного: «Повесть об одном корабле» — военная драма, он получил приз Оскар за постановку, огромный бюджет 240 тыс. фунтов стерлингов, снимался в перерывах между бомбежками, напоминает серию хроникальных кинорепортажей. А также «Лисички», «Сестра его дворецкого», биографический фильм «Эдисон».

Вот так развивалась киноиндустрия в Миассе в 1-й половине – середине XX века.

 

Алла Овчинникова, гл. специалист краеведческого музея

Использованные источники:

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 34, О. 1, Д. 2.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 34, О. 1, Д. 7.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 1.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 2.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 3.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 4.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 5.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 6.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 7.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 8.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 10.

МБУ «Миасский окружной архив», Ф. 39, О. 1, Д. 11.

Интернет-ресурсы:

https://youtu.be/VgdIiLvZOvc   

https://www.youtube.com/watch?v=mATnJ64eG3w