О монументе «Скорбящая мать»

Памятники, посвященные Великой Отечественной войне, являются важными объектами исторической памяти, фиксируя не только факты трагических событий, но и отражая общественное восприятие прошлого в разные периоды. Их изучение позволяет понять, как формировалась культурная политика памяти, какие художественные образы использовались для увековечения памяти о погибших, а также какие социальные процессы способствовали их появлению и трансформации.

Одним из таких памятников стал монумент «Скорбящая мать» в Миассе, открытый в 1967 году. Его установка стала частью более широкого процесса создания мемориальных объектов в СССР конца 1960-х. В данной статье рассматривается история появления этого памятника, его художественные особенности, влияние других монументальных скульптур, а также дальнейшая эволюция, приведшая к появлению в Миассе мемориального комплекса.

«Скорбящая мать» была открыта в Миассе 4 ноября 1967 года в годовщину 50-летия Октябрьской революции. Памятник располагался на том месте, где сейчас находится центральная площадь возле городской администрации. В некоторых источниках говорится, что памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, был установлен в центре города на Бульваре Мира. Однако в конце 60-х этот район не был центральным и никакого бульвара еще не существовало. В действительности официальный административный центр города переместился сюда благодаря появлению памятного места, получившего в 1968 году статус объекта культурного наследия регионального значения.

Поселок Октябрьский, как ранее назывался район Автозавод, застраивался от Предзаводской площади на юг. К концу 60-х жилая застройка по нечетной стороне проспекта им. Сталина (сейчас пр. Автозаводцев) заканчивалась кирпичными пятиэтажными домами, а дальше был огромный пустырь. Здесь в новом строящемся районе и был установлен памятник – посвящение миасцам, чьи жизни унесла война. Новый мемориальный объект стал важным местом памяти. Здесь стали проводиться как официальные мероприятия (первомайская и ноябрьская демонстрация, парад призывников), так и индивидуальные культурные практики (посещение памятника как часть свадебной регистрации).

1967 год стал знаковым для семей погибших воинов и ветеранов не только Миасса, но и всей страны. С 1945 по 1965 годы День Победы в СССР не отмечался, не проводились парады, не возводились памятники и мемориалы. Такова была культурная политика советского государства. Второй в истории Парад Победы прошел на Красной Площади лишь в 1965 году. Начиная с этого момента в городах и селах СССР появляются тысячи мемориальных объектов в память о самой страшной трагедии в истории нашей страны.

В 1967 году проходит открытие самых главных в стране мемориальных объектов: Могилы Неизвестного Солдата в Москве и Героям Сталинградской битвы в Волгограде.

Открытие памятника «Скорбящая мать» в Миассе отразилось в местных газетах того времени. А в 2017 году в честь 50-летия памятника в «Миасском рабочем» вышли статьи, где подробно описаны все связанные с этим события, от выбора идеи в 1965 г. до открытия после реконструкции в 1985 г. (МР № 30(17436) от 04.05.2017 и № 31(17437) от 11.05.2017)

В дополнение к этим материалам остановимся подробнее на художественно-историческом контексте появления Скорбящей матери.

Очевидцы тех лет вспоминают, что новый памятник вызвал неоднозначную реакцию у местного населения. Более того, известный в регионе искусствовед в книге 1989 года оставил отзыв, далекий от хвалебного, назвав данный пример монументального искусства «бетонной болванкой».

Памятник был спроектирован по заказу Миасского горисполкома специалистами Челябинского отделения художественного фонда РСФСР.

Скульптор Евгений Иванович Макаров, член Союза художников СССР, имел опыт работы лепщиком в Челябинске: в театре оперы и балета им. М.И. Глинки и городском парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина. С 1954 г. участвовал в областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Его работы хранятся в Челябинской областной картинной галерее и в собрании Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. Е.И. Макаров активно работал в монументальной скульптуре и помимо Скорбящей матери в Миассе стал автором памятника Цвиллингу в Челябинске (1964), мемориала «Клятва» в Троицке (1971), памятника неизвестному солдату в селе Миасское (1977). У всех этих работ прослеживается единый художественный стиль.

Нельзя не отметить влияние на работу Е.И. Макарова другого известного памятника, установленного в литовской деревне Пирчупис в 1960 г., авторства Г. Иокубониса. Памятник жертвам фашизма, жителям деревни, сожженным гитлеровцами, выполнен так же в образе Матери. Чтобы подтвердить сходство, приводим цитату из книги искусствоведа и художника-реставратора О.В. Яхонта «Советская скульптура»: «Ясным силуэтом читается на фоне пейзажа фигура женщины. Скульптор поставил её таким образом, что прежде всего, уже издали, при подходе к памятнику мы воспринимаем ее трагическое, безысходное одиночество.… Скульптура Матери сложена из крупных блоков камня. Швы между ними скульптор не скрывает, а пожалуй, подчеркивает; подчеркивает и шероховатую поверхность камня. Скульптор заставляет почувствовать материал – вечный, как сама идея памятника; жест – не желающего вырваться наружу горя».

Члены Союза архитекторов СССР В.П. Чертовиков и В.Г. Гамов принимали непосредственное участие в появлении ДК Автомобилестроителей (1963-1967 гг.), таким образом они были уже знакомы с градостроительной концепцией Миасса.

В Миасском краеведческом музее хранится копия Генерального плана от августа 1967 года. Из него становится известно, что Институт Челябинскгражданпроект выполнил проектное задание по привязке нового административного здания к только что установленному памятнику Скорбящей матери. Согласно проекту на месте пустыря должен был появиться целый архитектурный ансамбль, состоящий из следующих объектов: административное здание, дом связи, монумент Вечной Славы, 9-этажные 54-квартирные жилые дома, фонтан-каскад, благоустроенный сквер. Общая площадь участка сквера 14 925 кв.м. Благоустройство зеленого пространства подразумевало высадку лиственных и хвойных деревьев, живую изгородь, групповых кустарников, цветников, газонов, а также установку 72 скамеек, 29 урн и 21 вазы для цветов. По фотографиям 70-х годов можно увидеть, что план был выполнен частично: высажены деревья, но ни дорожек, ни фонтана жители Миасса в этом месте так и не увидели.

С началом 70-х годов ветераны города начинают обращаться к властям с просьбой дополнить отдельный памятник до мемориала, то есть добавить плиты с именами погибших. В газете «Миасский рабочий» от 19 февраля 1971 г. опубликовано обращение от имени М. Дериглазова, участника Великой Отечественной войны, члена городского совета ветеранов. В заметке в качестве примера приводится мемориал в городе Кыштыме с именным списком жителей, погибших на фронте. Сообщается, что городской совет ветеранов решил взять на себя работу по составлению списков. Комиссия обращается за содействием к гражданам Миасса и рабочих поселков: «Приносите сохранившиеся у вас извещения и другие документы, свидетельствующие о гибели родственников на войне. От вашей помощи будет зависеть оперативность и точность составления списков. Комиссия работает по понедельникам в помещении ГК ВЛКСМ». Таким образом процесс по масштабной реконструкции памятника в мемориальный комплекс занял несколько лет и требовал усилий не только со стороны архитекторов.  

К 1985 году сам памятник был перемещен выше, ближе к улице Романенко. Автором проекта реконструкции мемориала стал художник треста «Уралавтострой» В.С. Земцов. Перед памятником Скорбящей матери появилась площадка в виде усеченного круга, обрамленного стенами, изображающими склоненные знамена. Образ склоненных знамен встречается во многих других мемориалах по всей стране. Все они, вероятно, заимствуют этот образ у первого в истории мемориала Великой Отечественной войны — Воину-освободителю в Трептов-парке (Берлин, 1949). У подножия нашей памятника надпись: «Перед жизнью бессмертной вашей вечно склоняет знамена народ благодарный». На стенах 152 мраморные плиты с выгравированными фамилиями 5348 миасцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В центре установлен Вечный огонь. Церемония зажигания вечного огня была описана в документальном фильме «История одной фотографии», созданном компаниями «Интерсвязь», ОТВ-Миасс при содействии администрации Миасского городского округа, а также управлений культуры и образования.

В последующие годы территория возле мемориала была дополнена отдельными памятниками, посвященными новым страницам военной и политической истории: памятник жертвам политических репрессий (1992), воинам-интернационалистам (2016), пограничникам (2018), защитникам сражений всех времен (2024).

Таким образом, появление мемориала памяти «Скорбящая мать» в Миассе стало одним из главных событий в истории градостроения, сформировавшим административный центр города, и ставшим местом памяти для всех последующих поколений, которые, в свою очередь, переосмысливали и преобразовывали свою историческую память о Великой Отечественной войне и других событиях через создание определенного художественного образа и последующую реконструкцию этого архитектурного объекта памяти.

 

Литература:

  1. Яхонт О.В. «Советская скульптура» — Москва: Просвещение, 1973
  2. Тимофеев Михаил Юрьевич. Помни о Матери-Родине! конкурирующие места памяти // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015 №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pomni-o-materi-rodine-konkuriruyuschie-mesta-pamyati (дата обращения: 22.02.2025).
  3. Семен Экштут «Когда мы вернулись с войны…» Почему Сталин отменил празднование Дня Победы [Текст] / Семен Экштут // Родина. — 2019. — № 5. URL: https://rodina-history.ru/2019/05/07/rodina-pochemu-stalin-otmenil-prazdnovanie-dnia-pobedy.html
  4. URL: http://chel-portal.ru/enc/Макаров_Евгений_Иванович
  5. URL: https://gubernia74.ru/content/articles/1125460/
  6. URL: https://vk.com/video-78319800_456239021
  7. URL: https://tehne.com/library/nabat-pamyati-sovetskie-memorialnye-ansambli-posvyashchennye-zhertvam-fashizma-piskarevskoe-memorialnoe-kladbishche-pirchyupis-salaspils-hatyn-leningrad-1975