Народу-победителю, народу-созидателю

Мемориал Народу-победителю, народу-созидателю и сквер памяти, в котором он находится, были торжественно открыты 9 мая 1985 года в день 40-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне. Однако история создания мемориала началась задолго до этого.

В 1975 году в годовщину празднования 30-летия Победы над фашистской Германией на территории выше ДК «Прометей» был разбит сквер памяти, а в центре площадки установлен закладной камень с надписью о том, что в этом месте будет установлен монумент памяти погибшим воинам. Инициатива появления памятника принадлежала руководству Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) и Научно-производственного объединения электромеханики (НПОЭ).

Молодой сотрудник КБМ, выпускник ЧПИ, конструктор летательных аппаратов Анатолий Яковлев, увидев этот камень, загорелся амбициозной идеей: «А что, если посвятить лучшие годы моей молодости созданию этого памятника?». В воспоминаниях Анатолий Алексеевич упоминает, что его подвигло к этому не столько воспитание, полученное в семье — отец был коммунистом и военным — сколько общий дух и идеология того времени, когда молодежь совершала трудовые подвиги, отправляясь на целину, на БАМ, на стройки Магнитки.

Анатолий обратился с предложением и эскизами в партком КБМ и начал самоотверженно изучать искусство скульптуры. Стоит отметить, что обращения молодого «дилетанта», как сам себя называет А.А. Яковлев, были услышаны и приняты к рассмотрению лишь спустя пять лет, в 1980 году.

Почему городской исполком не спешил с принятием решения по вопросу, казалось бы, первостепенной важности? В рамках планового развития народного хозяйства СССР существовали строгие регламенты на все сферы деятельности, в том числе на установку памятников, монументов и скульптур. Самым главным документом, который требовалось неукоснительно соблюдать при установке памятников, был ленинский план монументальной пропаганды, выдвинутый В.И. Лениным в 1918 году. Эта программа развития монументального искусства должна была обеспечить, чтобы все памятники, создаваемые на территории нового советского государства, использовались в качестве важнейшего средства пропаганды революции и коммунистической идеологии. На уровне облисполкомов принималось решение, какие памятники, в каком количестве и в какие даты будут установлены в населенных пунктах области. В 1979 году по Челябинской области 32 запланированных памятника требовали специального разрешения Совета Министров РСФСР, и 34 — разрешения горрайисполкомов. Кроме того, необходимо было иметь в виду, что проектировать и выполнять произведения монументального и декоративного искусства могли только специализированные художественные предприятия (мастерские), прежде всего областное отделение Художественного фонда РСФСР.

В архивах Миасского краеведческого музея хранится перспективный план на 1975-1980 гг. установки мемориальных досок и памятников, разработанный Миасским городским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Из этих документов можно узнать, что в 10-ую пятилетку (1976-1980 гг.) предлагалось возвести не один, а целых три разных монумента в районе ДК «Прометей»:

1)  Монументальная скульптура на военно-патриотическую тему в сквере им. 30-летия Победы в Северной части. Срок сооружения 1979 год. Стоимость 35 тысяч рублей.

2) Монумент, олицетворяющий достижения науки и техники, в районе Дворца культуры «Прометей», срок сооружения 1982 год, стоимость 10 т.р.

 3)  Монумент трудовой славы в честь юбилея основания машгородка (1977-80 гг.)

Впоследствии план осуществился, но частично и в несколько другой форме.

Несмотря на все перечисленные бюрократические препоны, Анатолий Яковлев добился своего — к 1980 году его проект вышел на городской уровень. Творческая команда увеличилась, и к созданию памятника подключился Виктор Карпенко, молодой скульптор, художник КБМ.

Виктор Васильевич Карпенко увлекался рисованием с детства, посещал изостудии В.А. Зотеева, затем Е.В. Никольского. Окончил скульптурное отделение Саратовского художественного училища. С 1977 г. — участник городских и областных художественных выставок.

Проект велся под руководством городского отделения архитектуры, возглавляемого О.В. Карповым. Именно главный архитектор Миасса повлиял на итоговую концепцию памятника: объединил три запланированных памятника в один архитектурный комплекс, добавил в проект полукруглую стенку и площадку перед скульптурной группой. Таким образом скульптурный комплекс приобрел тот вид, который дошел до наших дней, и основную идею — трудовой и фронтовой подвиг жителей Миасса за более чем 65-летнюю историю советского государства.

Объединяет композицию дугообразная бетонная стена. Перед стеной на невысоких постаментах (стилобатах), размещены монументальные скульптуры. Левая часть ансамбля посвящена подвигам времен гражданской войны: здесь застыл в гордой позе рабочий со знаменем, а рядом с ним – горнист. Справа композиция символизирует будущее и мирный труд: космонавт приветствует всех поднятой рукой, а девушка держит в руках лавровую ветвь – символ славы и мира. Ключевой элемент мемориала – центральная группа, где рабочий и «Родина-мать» вручают меч воину, символизируя передачу оружия победы с тыла на фронт. Все фигуры выполнены из декоративного бетона. Надпись «Народу-победителю, народу-созидателю» из объемных стальных букв располагается между скульптурами.

На сложное композиционное решение памятника не мог не повлиять тот факт, что в 1982 г. город Миасс был награжден Орденом Трудового Красного Знамени «за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне».  Образы героически трудящихся людей составляют половину всего скульптурного комплекса.

После одобрения проекта команде молодых энтузиастов было выделено под мастерскую подвальное помещение бывшей кочегарки в здании, где раньше было общежитие для строителей, а сейчас располагается МСЧ. Скульптуры изготавливались по частям в мастерской, а затем вывозились к месту монтажа. Каждую завершенную скульптурную композицию принимал В.П. Макеев, генеральный конструктор Конструкторского бюро.

В итоге Анатолий Алексеевич Яковлев посвятил главному делу своей молодости 10 лет. О трудовом подвиге молодых авторов памятника «Народу-победителю, народу-созидателю» в киностудии ДК «Прометей» был снят документальный фильм «Одержимость».

Торжественное открытие скульптурно-архитектурного комплекса прошло 9 мая 1985 года. На митинге, посвященном открытию комплекса, присутствовали второй секретарь Челябинского обкома КПСС П.С. Грищенко, первый секретарь Миасского горкома КПСС А.П. Борисов, ветераны войны и тыла, жители микрорайона. В выступлениях говорилось, что обязательство создать мемориальный комплекс, данное 10 лет назад, выполнено. Разрезана алая лента. «Перед глазами собравшихся — полные вдохновения фигуры наших соотечественников, символизирующие славный героический путь, пройденный страной за неполные 68 лет истории, образы советских людей всех поколений от Октября 1917 года до нынешних дней… Отныне машгородок присоединился к великому братству городов, сел и населенных пунктов нашей Родины, в которых увековечены исторические свершения советских людей. В символических фигурах мемориала узнают себя ветераны революции и гражданской войны, те, кто на фронтах Великой Отечественной и в тылу ковали Победу, и те, кто сегодня способствует процветанию нашей страны».

Информационные источники:

  1. Миасс. Энциклопедический словарь. Миасс: Геотур, 2003 — 576 c.
  2. Письмо из Челябинского областного управления культуры от 16.03.1979 «О плане создания памятников монументального и декоративного искусства и области»
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5.05.1982 г. о награждении Миасса Орденом Трудового Красного Знамени
  4. Б.Зорина «Этапы большого пути»/ Б.Зорина // Миасский рабочий. — 1985. — № 91 (10947). — С. 1.
  5. URL: http://народнаяпамять.рф/listing/народу-победителю-народу-созидателю/
  6. Анатолий Яковлев о памятнике «Народу победителю, народу созидателю». Миасс. 2021 URL: https://youtu.be/LQV6LyheDkM
  7. Лица Миасса. Анатолий Яковлев. URL: https://vkvideo.ru/video-25726953_456252644