8 июля отмечается 75 лет со дня выпуска первого уральского автомобиля.

Первоначально эвакуированный в Миасс из Москвы автозавод им. Сталина действовал как автомоторный. Но после строительства новых цехов и главного конвейера завод был преобразован и с февраля 1943 года стал называться Уральским автомобильным. Первый автомобиль военной модификации «ЗиС-5В» сошел с конвейера 8 июля 1944г.

Немногим больше года понадобилось заводчанам, чтобы наладить производство автомобилей, и уже в июле 1944 года целый железнодорожный состав новых грузовиков был отправлен на фронт. В военных условиях «ЗИС-5В» показал себя, как надежный и неприхотливый автомобиль, стал одним из символов Победы.

В фондах Миасского краеведческого музея хранятся пожелтевшие от времени листовки «За уральский автомобиль!», датированные 1943-44 гг. В этих документах отражена реальная жизнь, проблемы и успехи строителей автомобильного завода. Они написаны доступным языком, в стиле агитационных листовок, даже внешнее оформление – шрифты и размер букв, подчеркивания, выделенные знаки пунктуации направлены на усиление эффекта зрительного воздействия.

Эти листовки являлись изданием выездной редакции газеты «Челябинский рабочий». Бригада журналистов в составе В. Бородина, В. Гравишкиса, Е Синициной работала в здании управления строительством. В листовках печатались статьи профессиональных журналистов, публиковались обращения и призывы руководства завода,заметки работников автозавода по вопросам улучшения работы или претензии по несвоевременному обеспечению строительства, стихи и даже юмористические объявления: «Щи кислые, невкусные и холодные в огромном количестве готовятся в столовых гаража и стройкомбината. Заказы принимаются ежедневно».

Строки, напечатанные на тонкой газетной бумаге, проникнуты живым беспокойством о работе, иногда едким сарказмом, иногда юмором, но всегда искренностью. Становится понятно, что только единым трудом могло быть построено такое мощное производство как Уральский автомобильный завод!

Нашло отражение в листовках стахановское движение. Бригады стахановцев выполняли нормы на 150-550 процентов. Так, личная стахановская вахта тов. Дмитриева по укладке косого настила составила 550 процентов. Обычно плотники отбирали по одной рейке, прибивали ее гвоздями. А он сразу отбирал 20-25 реек, укладывая их, потом прижимал поперечной доской, и после этого вбивал гвозди. Вместо нормы в смену 25 кв. м. он выполнил 120 кв. м. настила. Его пример воодушевил многих.

Стахановские вахты часто посвящались значимым событиям, например, имени 25-й годовщины ВЛКСМ. А 14 сентября 1943 года «Комсомольская правда» сообщила о гибели молодых подпольщиков из организации «Молодая гвардия». Бригады стали бороться за право носить имена героев-подпольщиков и вышли на стахановские вахты имени «Молодой гвардии». В октябре 1943 года стахановские бригады выполняли нормы на 130-180 процентов. А комсомольско-молодежная бригада им. Олега Кошевого – на 200 процентов.

За успехи в труде передовые бригады награждались знаменем обкома ВЛКСМ, вымпелом горкома ВЛКСМ, материально-денежными премиями. Для стахановцев и ударников было выдано 1250 промтоварных талонов на костюмы, х/б ткани, дамские юбки, кофты и др.

Но в листовках неоднократно отмечалось, что стахановские бригады могут перевыполнять нормы только при условии своевременных, и также с превышением норм, поставок кирпича, бетона,пиломатериалов, исправной работы техники: бетономешалок, автомашин. При всем том, что рабочие завода героически трудились над своевременным выпуском автомобиля, в листовках не умалчивались и такие проблемные вопросы как воровство, разгильдяйство, прогулы, карточные игры.

Листовки отражали и победы на фронте. Когда Красная Армия освобождала крупные города или одерживала знаковые победы на фронтах, об этом сообщалось на первой странице вместе с призывом поддержать наступления Красной Армии ударным трудом. Организовывались так называемые фронтовые пятидневки, когда рабочие брали повышенные обязательства, посвящая их фронтовым победам. По инициативе передовых бригад с 10 по 15 сентября 1943 г. решено провести фронтовую пятидневку в честь освобождения Донбасса. Прошли митинги, на которых были приняты повышенные обязательства: для каменщиков – укладывать ежедневно по 15 тыс. кирпичей, для рабочих других участков – закончить ремонт бараков, завершить укладку железнодорожных путей, выполнять нормы не ниже чем на 150 процентов.

В марте 1944 года выпущен листок с информацией о том, что войска 3-го Украинского фронта овладели городом Николаевым, важным железнодорожным узлом и крупнейшим портом на Черном море.

Из листовки от 11 апреля 1944 года становится известно о том, что Красная Армия заняла Одессу. А в июне 1944 г. наши войска заняли Выборг. В честь героических дивизий бригада тов. Топузлеева встала на стахановскую вахту и уложила 10 кубов кирпича, выполнив более двух норм. «Наша армия сталь броневую ломает, пробиваясь сквозь доты, сквозь мины врага, пусть же каждый в труде в эти дни наступает, как на фронте под Выборгом наши войска»

Поскольку строители завода были приезжими из других городов, большинство из них жило в общежитиях, бараках и даже в землянках, и проблема улучшения бытовых условий, наведения порядка, элементарного обеспечения водой была очень актуальна. А после пуска завода для рабочих, мастеров, инженеров нужны будут уютные добротные квартиры. Строители работали под лозунгом «Строить дома и бараки быстро, прочно, хорошо!». Для сдачи жилья в срок необходимо чтобы на жилищный участок вовремя поступало все необходимое. Но так бывало не всегда. Узнаем, что задерживались поставки пиломатериалов, кирпича, иногда даже гвоздей! Так бригада строителей в течение двух дней ходила и собирала гвозди для завершения строительства кровли дома.

Помимо строителей,монтажников, шоферов, призывы к качественной работе звучат и в адрес работников общественного питания. Приводится в пример образцовая столовая №2, получившая переходящее Красное знамя.

В те годы у автозавода уже было свое подсобное хозяйство! Сотни рабочих направлялись на уборку картофеля,для перевозки овощей из подсобных хозяйств ежедневно направляли на один рейс (в обед) два пятитонных самосвала, урожай зерновых убирался с 213 гектаров.

Из листовок становится известно, что в строительстве Уральского автомобильного завода помимо русских принимали участие люди самых разных национальностей: украинцы, белорусы, узбеки, таджики, казахи, азербайджанцы, татары, армяне и многие другие. Об этом говорят и упоминаемые в листовках фамилии: Сацук, Тардью, Помпик, Эссер, Мед, Козорог, Саган, Фрейман, Голосовкер, Артюх, Горобец и другие.Для того чтобы крепче сплотить людей разных национальностей комсомольской организацией завода проводилась большая агитационная и политическая работа. Кроме того, проводились комсомольские рейды, было организовано шефство над отстающими, выяснялись причины отставания на тех или иных участках производства. Комитет комсомола автозавода организовывал читку информационных и политических материалов в молодежных общежитиях.

Использовался на заводе труд учащихся – на механосборочном производстве, на строительстве. Самостоятельно и в срок учащиеся построили дом №5. Тяжелый труд выпадал на долю девушек: бригада под руководством тов. Кузнецовой работала на разгрузке вагонов с кирпичом, и выполняла это задание досрочно.

Строители автозавода активно участвовали в общественной и политической жизни страны. Звучит призыв: «Все как один подпишемся на 3-й военный государственный заем!», некоторые подписались даже на пятимесячный заработок. «Рублем трудовым мы врага разобьем, приблизит победу наш новый заем». Собираются подарки на фронт: рабочие и служащие 5 участка отправили бойцам и офицерам 4 тыс. рублей, 41 кг хлеба, 35 кг мяса, 14 кг масла.

За 1943-44 гг. в листовках говорится о строительстве механосборочного цеха, литейного цеха, термического отделения, шихтового двора, цеха шасси, монтажного цеха, технологического отдела и других объектов. К концу 1943 года были сданы рамноклепальное отделение, цех литья серого чугуна, подготовлен к сдаче главный конвейер.

Основная тема листовок 1944 года – «До пуска завода осталось немного дней!».Было необходимо выполнить график, утвержденный наркоматом среднего машиностроения. Размещались призывы к бригадирам и начальникам участков поименно с требованием вовремя исполнять поставленные задачи, не задерживать работу других служб и участков. «График – боевой приказ и за его выполнение – ответственность не только перед коллективом, но и перед Родиной».

31 марта 1944 г. на заводе состоялся митинг, посвященный вручению переходящего Красного Знамени обкома ВКП (б) и облисполкома заводу им. Сталина. Выступили директор завода Григорий Сергеевич Хламов, начальник строительства Л. Фрейман, бригадир стахановской бригады Н. Кабанов, стахановец стройки Мозалевский.

27 апреля 1944 г. были запущены и опробованы первые девять станков, которые начали обработку деталей для уральского автомобиля. «Недаром здесь, все силы напрягая, трудились люди словно на войне, чтобы станки пустить им к Первомаю, в подарок фронту, родине, стране!».

И все же отставание от правительственного графика в реальных условиях было практически неизбежным. Причины названы были уже и в ту пору: недостаточная помощь извне, не всегда четкая организация труда, вследствие чего не полностью использовались и внутренние резервы. Из 51 машины бывало, что работали только 30. Задерживали выполнение графика из-за задержки бетонирования, обеспечения стройматериалами, не было леса, кирпича, бетона. Вряд ли мы можем обвинять в этом строителей, думается, что они вложили все усилия и сделали все возможное для пуска автозавода.

В листовках неоднократно печатались стихи Н. Николаева. Одним из них и хочется закончить эту заметку.

За уральскую машину.

Работай строитель так, чтоб скорей машины с завода пошли.
Везли бы снаряды для батарей, патроны для фронта везли.
Войска на запад все дальше идут, но разве отстанет и тыл?
Помни, строитель! На фронте ждут уральский автомобиль.
Сядет пехота в машины твои, помчится вперед и вперед,
Туда, где грохочут, сверкают бои у новых дорог и высот,
Туда, где столпились у переправ пехота и танки врага,
Туда, где твой друг, твой отец, твой брат, где наши дерутся войска.
Строители, техники, мастера, бетонщики и слесаря –
Сегодня работать быстрей, чем вчера, не тратить времени зря.
Чтобы скорей заработал завод и, поднимая пыль,
Выбежал, лаком блестя из ворот первый автомобиль.

Источники:

МК МОФ 9660-9674, ДК 3493-3507

МК МОФ 9700-9986, ДК 3512-3526

 

Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности

Leave a reply

required