«За уральский автомобиль!»
8 июля 2020 года отмечается 76 лет со дня выпуска первого уральского автомобиля.
Первоначально эвакуированный в Миасс из Москвы автозавод им. Сталина действовал как автомоторный. Но после строительства новых цехов и главного конвейера завод был преобразован, и с февраля 1943 года стал называться Уральским автомобильным. Первый автомобиль военной модификации «ЗиС-5В» сошел с конвейера 8 июля 1944г.
Немногим больше года понадобилось заводчанам, чтобы наладить производство автомобилей, и уже в июле 1944 года целый железнодорожный состав новых грузовиков был отправлен на фронт. В военных условиях «ЗИС-5В» показал себя, как надежный и неприхотливый автомобиль, стал одним из символов Победы.
В фондах Миасского краеведческого музея хранятся пожелтевшие от времени листовки «За уральский автомобиль!», датированные 1943-44 гг. В этих документах отражена реальная жизнь, проблемы и успехи строителей автомобильного завода. Они написаны доступным языком, в стиле агитационных листовок, даже внешнее оформление бросается в глаза – шрифты и размер букв, подчеркивания, выделенные знаки пунктуации направлены на усиление эффекта зрительного воздействия.
Эти листовки являлись изданием выездной редакции газеты «Челябинский рабочий». Бригада журналистов в составе В. Бородина, В. Гравишкиса, Е. Синициной работала в здании управления строительством. В листовках печатались статьи профессиональных журналистов, публиковались обращения и призывы руководства завода, заметки работников автозавода по вопросам улучшения работы или претензии по несвоевременному обеспечению строительства, стихи и даже юмористические объявления: «Щи кислые, невкусные и холодные в огромном количестве готовятся в столовых гаража и стройкомбината. Заказы принимаются ежедневно».
Строки, напечатанные на тонкой газетной бумаге, проникнуты живым беспокойством о работе, иногда едким сарказмом, иногда юмором, но всегда искренностью. Становится понятно, что только единым трудом могло быть построено такое мощное производство как Уральский автомобильный завод!
Нашло отражение в листовках стахановское движение. Бригады стахановцев выполняли нормы на 150-550 процентов. Личная стахановская вахта тов. Дмитриева по укладке косого настила — 550 процентов. Обычно плотники отбирали по одной рейке, прибивали ее гвоздями. А он сразу отбирал 20-25 реек, укладывая их, потом прижимал поперечной доской, и после этого вбивал гвозди. Вместо нормы в смену 25 кв. м. он дал 120 кв. м. настила. Его пример воодушевил многих.
Стахановские вахты часто посвящались значимым событиям, например, имени 25-й годовщины ВЛКСМ. А 14 сентября 1943 года «Комсомольская правда» сообщила о гибели молодых подпольщиков из организации «Молодая гвардия». Бригады стали бороться за право носить имена героев-подпольщиков и вышли на стахановские вахты имени «Молодой гвардии». В октябре 1943 года стахановские бригады выполняли нормы на 130-180 процентов. А комсомольско-молодежная бригада им. Олега Кошевого — на 200 процентов.
За успехи в труде передовые бригады награждались знаменем обкома ВЛКСМ, вымпелом горкома ВЛКСМ, материально-денежными премиями. Для стахановцев и ударников было выдано 1250 промтоварных талонов на костюмы, х/б ткани, дамские юбки, кофты и др.
Но в листовках неоднократно отмечается, что стахановские бригады могут перевыполнять нормы только при условии своевременных, и также с превышением норм, поставок кирпича, бетона, пиломатериалов, исправной работы техники: бетономешалок, автомашин. При всем том, что рабочие завода героически трудились над своевременным выпуском автомобиля, в листовках не умалчивались и такие проблемные вопросы как воровство, разгильдяйство, прогулы, карточные игры.
Листовки отражали и победы на фронте. Когда Красная Армия освобождала крупные города, или одерживала знаковые победы на фронтах, об этом сообщалось на первой странице вместе с призывом поддержать наступления Красной Армии ударным трудом. Организовывались так называемые фронтовые пятидневки, когда рабочие брали повышенные обязательства, посвящая их фронтовым победам. По инициативе передовых бригад с 10 по 15 сентября 1943 г. по заводу решено провести фронтовую пятидневку в честь освобождения Донбасса. Прошли митинги, на которых были приняты повышенные обязательства: для каменщиков — укладывать ежедневно по 15 тыс. кирпичей, для рабочих других участков – закончить ремонт бараков, завершить укладку железнодорожных путей, выполнять нормы не ниже чем на 150 процентов.
В марте 1944 года выпущен листок с информацией о том, что войска 3-го Украинского фронта овладели городом Николаевым, важным железнодорожным узлом и крупнейшим портом на Черном море.
Из листовки от 11 апреля 1944 года становится известно о том, что Красная Армия заняла Одессу. А в июне 1944 г. наши войска заняли Выборг. В честь героических дивизий бригада тов. Топузлеева встала на стахановскую вахту и уложила 10 кубов кирпича, выполнив более двух норм. «Наша армия сталь броневую ломает, пробиваясь сквозь доты, сквозь мины врага, пусть же каждый в труде в эти дни наступает, как на фронте под Выборгом наши войска»
Поскольку строители завода были приезжими из других городов, большинство из них жило в общежитиях, бараках и даже в землянках, и проблема улучшения бытовых условий, наведения порядка, элементарного обеспечения водой, была очень актуальна. А после пуска завода для рабочих, мастеров, инженеров нужны будут уютные добротные квартиры. Строители работали под лозунгом «Строить дома и бараки быстро, прочно, хорошо!». Для сдачи жилья в срок необходимо чтобы на жилищный участок вовремя поступало все необходимое. Но так бывало не всегда. Узнаем, что задерживались поставки пиломатериалов, кирпича, иногда даже гвоздей! Так бригада строителей в течение двух дней ходила и собирала гвозди для завершения строительства кровли дома.
Помимо строителей, монтажников, шоферов, призывы к качественной работе звучат и в адрес работников общественного питания. Приводится в пример образцовая столовая №2, получившая переходящее Красное знамя.
В те годы у автозавода уже было свое подсобное хозяйство! Сотни рабочих направлялись на уборку картофеля, для перевозки овощей из подсобных хозяйств ежедневно направляли на один рейс (в обед) два пятитонных самосвала, урожай зерновых убирался с 213 гектаров.
Из листовок становится известно, что в строительстве Уральского автомобильного завода помимо русских принимали участие люди самых разных национальностей: украинцы, белорусы, узбеки, таджики, казахи, азербайджанцы, татары, армяне и многие другие. Об этом говорят и упоминаемые в листовках фамилии: Сацук, Тардью, Помпик, Эссер, Мед, Козорог, Саган, Фрейман, Голосовкер, Артюх, Горобец и другие. Для того чтобы крепче сплотить людей разных национальностей комсомольской организацией завода проводилась большая агитационная и политическая работа. Кроме того, проводились комсомольские рейды, было организовано шефство над отстающими, выяснялись причины отставания на тех или иных участках производства. Комитет комсомола автозавода организовывал читку информационных и политических материалов в молодежных общежитиях.
Использовался на заводе труд учащихся – на механосборочном производстве, на строительстве: самостоятельно и в срок учащиеся построили дом №5. Тяжелый труд выпадал на долю девушек: бригада под руководством тов. Кузнецовой работала на разгрузке вагонов с кирпичом, и выполняла это задание досрочно.
Строители автозавода активно участвовали в общественной и политической жизни страны. Звучит призыв:«Все как один подпишемся на 3-й военный государственный заем!», некоторые подписались даже на пятимесячный заработок. «Рублем трудовым мы врага разобьем, приблизит победу наш новый заем». Собираются подарки на фронт: рабочие и служащие 5 участка отправили бойцам и офицерам 4 тыс. рублей, 41 кг.хлеба, 35 кг. мяса, 14 кг. масла.
За указанный период в листовках говорится о строительстве механосборочного цеха, литейного цеха, термического отделения, шихтового двора, цеха шасси, монтажного цеха, технологического отдела и других объектов. К концу 1943 года были сданы рамноклепальное отделение, цех литья серого чугуна, подготовлен к сдаче главный конвейер.
Основная тема листовок 1944 года – «До пуска завода осталось немного дней!». Было необходимо выполнить график, утвержденный наркоматом среднего машиностроения. Размещались призывы к бригадирам и начальникам участков поименно с требованием вовремя исполнять поставленные задачи, не задерживать работу других служб и участков. «График – боевой приказ и за его выполнение – ответственность не только перед коллективом, но и перед Родиной».
31 марта 1944 г. на заводе состоялся митинг, посвященный вручению переходящего Красного Знамени обкома ВКП (б) и облисполкома заводу им. Сталина. Выступили директор завода Григорий Сергеевич Хламов, начальник строительства Л. Фрейман, бригадир стахановской бригады Н. Кабанов, стахановец стройки Мозалевский.
27 апреля 1944 г. были запущены и опробованы первые девять станков, которые начали обработку деталей для уральского автомобиля. «Недаром здесь, все силы напрягая, трудились люди словно на войне, чтобы станки пустить им к Первомаю, в подарок фронту, родине, стране!».
И все же отставание от правительственного графика в реальных условиях было практически неизбежным. Причины названы были уже и в ту пору: недостаточная помощь извне, не всегда четкая организация труда, вследствие чего не полностью использовались и внутренние резервы. Из 51 машины бывало, что работали только 30. Задерживали выполнение графика из-за задержки бетонирования, обеспечения стройматериалами, не было леса, кирпича, бетона. Вряд ли мы можем обвинять в этом строителей, думается, что они вложили все усилия и сделали все возможное для пуска автозавода.
В листовках неоднократно печатались стихи Н. Николаева. Одним из них и хочется закончить эту заметку.
За уральскую машину.
Работай строитель так, чтоб скорей машины с завода пошли.
Везли бы снаряды для батарей, патроны для фронта везли.
Войска на запад все дальше идут, но разве отстанет и тыл?
Помни, строитель! На фронте ждут уральский автомобиль.
Сядет пехота в машины твои, помчится вперед и вперед,
Туда, где грохочут, сверкают бои у новых дорог и высот,
Туда, где столпились у переправ пехота и танки врага,
Туда, где твой друг, твой отец, твой брат, где наши дерутся войска.
Строители, техники, мастера, бетонщики и слесаря —
Сегодня работать быстрей, чем вчера, не тратить времени зря.
Чтобы скорей заработал завод и, поднимая пыль,
Выбежал, лаком блестя из ворот первый автомобиль.
Источники:
ОФ 9660 – 9674, ДК 3493-3507
ОФ 9700-9986, ДК 3512-3526
Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности