Почетный пионер Читы, Миасса, Магнитогорска и Киева
Коля Путалов вступил в пионерскую организацию в 1922 году в городе Чита, где его отец служил на различных предприятиях. В 1925 году семья вернулась в Миасс и Николай влился в пионерский заводской отряд имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург при клубе имени Силкина. Он был одним из компании мальчишек с Мельничной улицы Миасса. Повзрослев, стал пионервожатым. Состоял в организации по 1929 год, но связи с пионерией не терял до конца своей жизни. Окончил ФЗУ — отделение строительных десятников, работал на разных стройках вместе с Радченко и Запеваловым — тоже выпускниками миасской школы фабрично-заводского ученичества[i].
В 1933 году Николай Путалов стал одним из молодых участников грандиозного строительства Магнитки. Работал каменщиком, бригадиром плотников. Участвовал в строительстве бараков и домов для первостроителей, воздвигал котельную, работал автогенщиком на стройке третьей домны. В модельном цехе опиливал на станке детали. Одиннадцать лет до ухода на пенсию работал на стане горячей прокатки проволоки на металлургическом комбинате, был ударником коммунистического труда.
В честь 50-летия пионерии СССР в 1972 году по всей стране устраивали слеты бывших пионеров и вожатых. Был такой слет и в Миассе, в клубе автозаводцев, который тогда располагался в сосновом лесу у Ильменских гор. Гостей первого слета пионеров и вожатых 20-70-х годов Урала и Сибири песнями и духовым оркестром встречали 500 делегатов от 14-тысячной гвардии пионеров Миасса. Всем ветеранам пионерии были вручены пионерские значки «Всегда готов» в кумаче и сувениры. Всего на слет собралось около 40 человек из 20 городов. Из Москвы прибыл первый барабанщик пионерских отрядов Миасса Владимир Субботин. Из Сима приехал Иван Кузнецов — председатель бюро по работе среди пионеров при райкоме РКСМ в 20-е годы. Путалов Николай Васильевич прибыл с алой лентой через плечо с серебряными буквами «Ветеран Магнитостроя» (присуждалась лишь тем, кто возводил Магнитогорск, начиная с земляных работ, с кладки первых стен первых домен, заводских корпусов, с сооружения первых землянок). На слете активно работали юные корреспонденты, Путалова они называли «наш рабкор», задавали вопросы о первых строителях Магнитки из Миасса. Николай Васильевич вспомнил Александра и Раису Кузмичевых, Георгия Радченко. Радченко на тот момент работал мастером на металлургическом комбинате, был Ветераном города Магнитогорска (звание присуждалось за более, чем 30-летнюю работу в Магнитогорске, с вручением алой ленты с золотыми буквами). Раиса была на пенсии. А Александр Кузмичев, — близкий друг Николая Путалова по учебе в общеобразовательной школе № 1 и пионерскому отряду, по школе ФЗУ, — в 30-е годы одним из первых приехал на строительство Магнитки, работал во втором мартеновском цехе. Затем по направлению райкома комсомола стал инструктором школы ФЗУ, готовил для Магнитки слесарей и токарей. 8 июля 1944 года коммунист Александр Васильевич Кузмичев погиб во время боев за Вильнюс.
Сам Н.В. Путалов. непрестанно продолжал работать с подрастающим поколением Магнитогорска. Он был корреспондентом радиоредакции «Юный Ленинец», руководил отрядом красных следопытов при детском клубе «ОРБИТА» средней школы № 63 им. А.Н. Грязнова, участвовал в сборе материалов для школьного музея трудовой и боевой славы. В качестве члена общества «Знание» проводил лекции. В февральском номере журнала «Костер» за 1976 год есть заметка от руководителя красных следопытов и начальника штаба «Магнитогории» Н. Путалова о пионерском флоте города Магнитогорска. В 1974 году ребята сами изготовили макеты кораблей: линкор «Марат», парусник «Товарищ», крейсер «Варяг». Были набраны экипажи из пионеров. А вот адмирал был настоящий — Федор Маркович Зубарев, в прошлом — моряк с легендарного линкора «Марат». Хотя пионерские корабли не плавали, но дел у экипажей было целое море. В городе они разыскали триста ветеранов Великой Отечественной войны, на двери их домов прибили красные звездочки Тимура и взяли над ветеранами шефство. Морские десанты наводили порядок в разных районах города, что-то чинили и помогали взрослым в других полезных делах.
В 1972 году на слете бывших пионеров и пионервожатых в Миассе Н.В. Путалов от имени магнитогорцев поздравил участников слета и вручил сувениры. Все ветераны пионерии выступали со своими воспоминаниями у горящего ленинского пионерского костра дружбы.
Николай Васильевич поддерживал связь со своими миасскими друзьями, в том числе с Морозовым Василием Владимировичем, который сам был в рядах первых пионервожатых и комсомольцев, всю жизнь занимался организацией слетов и поиском активистов 20-х годов двадцатого века. Бывшие приятели с Мельничной улицы спустя многие годы переписывались. Любопытно письмо В.В. Морозова, адресованное Н.В. Путалову в 1979 году. Миасский краевед рассуждает о том, почему 50-летие Магнитки отмечается 30 июня: «Почему отсчет рождения города идет от прибытия какого-то поезда? Ни в одной статье об этом толком не написано. А почему не от выпуска металла первой домной, например, или постройкой первой палатки, или, наконец, от решения правительства о строительстве завода?»[ii] В этом же письме есть извещение о подготовке к 60-летию Миасского комсомола, на которую предполагалось собрать всех, и ставших к тому времени иногородними в том числе.
Николай Васильевич Путалов отметил, как дорог ему Миасс, но душой за многие годы самоотверженного труда он считает себя магнитогорским. И это нисколько не умаляет значимость его личности в истории Миасса, так как люди этого склада служили не семейному клану, не своей семье, не городу, а огромной стране, которую называли Родиной!
Калишева Н.П.
[i] [i] Автобиография В. Путалова от 26 января 1939 г.
[ii] Письмо Морозова В.В. Путалову Н.В. в г. Магнитогорск-30 от 08.02.79 г.