Начиная с 2010 года, официально отмечается День православной книги. В качестве даты праздника выбрано 14 марта (по новому стилю) – день выхода в свет в 1564 году первой русской печатной книги “Апостол” Ивана Фёдорова. 

Коллекция «Редкая книга» Миасского городского краеведческого музея насчитывает более 1700 предметов. Из них на данный момент только 32 являются старопечатными изданиями или рукописными книгами.

Рукописные книги писались особым шрифтом – полууставным письмом (церковно – славянским шрифтом), которое было принято с XIV века. Почерк полуустава более мелкий и круглый, чем уставной, он имеет больше сокращений, выносных букв, изобилует разнообразными надстрочными знаками. Декоративное оформление этих книг ограничивается заставками, концовками и буквицами.

Старопечатные книги разнообразны в материале изготовления, технике и форме переплетов, тиснении, бумаге. Здесь встречаются как цельнокрытые, так и составные переплеты из кожи, разнообразной ткани, декоративного металлического покрытия (окладные). На книгах читается полууглубленное бескрасочное и углубленное красочное тиснение в названиях и сюжетных композициях переплета. На некоторых книгах сохранились замки – застежки: медные ременные с цветочно – растительным орнаментом и креплением «в зацеп». Печатные книги по образу и подобию рукописных часто украшены разнообразными по рисунку заставками (вязь), инициалами и другими декоративными элементами (буквицы, плетенки, балдахины, врата). В книгах применяется техника двуцветной печати (красно – черная).

Особый интерес представляют дополнения, внесенные в экземпляр книги владельцами. Чаще всего – это рукописные вставки, переплетенные позднее в книгу взамен утерянных станиц. Такая книга именуется конволютом. Ярким примером этого может служить хранящаяся в фондах 16-страничная печатная азбука в мягком тисненом кожаном переплете.

Более всего из старопечатных книг хранится – Псалтырей (6 книг от от XVIII до нач. XX в). Для христианина Псалтырь является самой драгоценной библейской книгой Ветхого завета. Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновленных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтырион», похожем на арфу. Псалтырь состоит из 150 или 151 песни (псалма, восхваления). Эта книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности, в боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения для вознесения чистой хвалы Творцу. Псалтырь является заключительной книгой в обучении церковной грамоте, которая была необходима не только для церковнослужителей, но и для лиц светских. Сочинения Феодосия Печерского, митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и изречений из них. Влияние Псалтыри очень ощутимо в народных пословицах.

Хранятся в фондах три книги Евангелие. Евангелие – главная книга Нового завета, содержит жизнеописание Иисуса Христа: описание его рождения и жизни, смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Однако, это не просто книга. Это слово Бога, обращенное к человеку. Через Евангелие, как писал Апостол Павел, люди рождаются во Христе. Самое старое Евангелие, хранящееся в фондах, датируется  1629 г., книга принадлежала Петропавловской церкви, потом хранилась при Городском доме культуры, в 1970-х годах была передана в музей. Книга отпечатана на плотной бумаге с водяными знаками (филигранями), имеет узорчатый обрез, и переплетена в деревянные корочки в вишневом бархате с медными накладками – это так называемое окладное Евангелие.

Евангелие с толкованием называется Благовестным. В фондах хранится рукописное Благовестное Евангелие, 1640 года, позднее бумага в книге реставрировалась (утерянные края у обрезов восстанавливались путем подклейки). Евангелие имеет клеймо библиотеки владельца из Троицка.

Номоканон – дословно «закон – правило» по-гречески. Это сборник церковных и светских законов и правил, являвшийся руководством при управлении церковью. Такие сборники именовались Кормчими книгами. В фондовой коллекции есть три книги подобного содержания, интерес из которых представляют: «Кормчая» 1895 года (новый переплет сделан в 1931 г. местным краеведом И. Ильиным), «Кормчая» 1912 г., отпечатанная с оригинала патриарха Иосифа.

Книга, представляющая собой вторую часть Библии (после Ветхого Завета) именуется Новым Заветом. Книги музея – Новые Заветы, в составных тканевых переплетах, изданные в 1905 г.  в Петроградской синодальной типографии.

Остальные книги, перечисляемые ниже, хранятся в музее в единственном экземпляре.

– «Последование Парастаса сиречь Великие Панихиды и всенощное бдение отпеваемых по усопшим» – заупокойное богослужение, изданное в Санкт – Петербургской синодальной типографии в начале ХХ в, поступило в музей из Параскевской церкви в Кундравах.

– «Пролог. 4 часть» 1900 г., поступила из Сатки (семья Волиговых) печаталась Московской Свято – Троицкой церкви в типографии единоверцев. Пролог – церковно – учительный сборник, иначе именуемый Синаксарь или Синаксарий. Это свод сокращенных житий святых, а также поучительных слов Василия Великого, Иоанна Златоуста и прочих.

– «Месяцеслов с пасхалией» (святцы), I пол. XIX в., книга взята из библиотеки Миасского напилочного завода. Это церковный календарь дней памяти православных святых по месяцам. Пасхалия – собрание правил, на основании которых вычисляется день празднования Пасхи.

– «Каноны» – рукопись II пол. XIX в. (из библиотеки МНЗ). Каноны – книга правил. Такие книги составляют в христианстве Священное Писание и служат первоисточниками и нормами Веры.

– «Четьи-Минеи на сентябрь месяц», 1912 г., собранная митрополитом Макарием, отпечатана в Московской старообрядческой книгопечатне. Вообще, Четьи-Минеи – это сборник житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю. Книга предназначалась для домашнего чтения.

– «Служебник. Толкование Симеона Дессалоникийского», 1894 г., издана в Москве, при Свято – Троицкой Введенской церкви, в типографии единоверцев, принадлежала библиотеке А. И. Хладова. Это богослужебная книга, содержащая тексты, произносимые священниками и дьяконами во время общественных богослужений. Это – непременный атрибут для совершения Литургии, поэтому носит также название «Литургион».

– Триодь – богослужебная книга, содержащая трехпесенные каноны – тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различают Триодь Постную и Триодь цветную. Триодь Постная читается во все дни Великого Поста (до Пасхи).

– Тропарь общий, был отпечатан в 1910 г. в Московской старообрядческой книгопечатне. Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

Недавно в фонды поступили книги от Катаевой Т. Г., вдовы иерея церкви в Заречье – Катаева В. Л.:

 – Катихизиское учение, изданное в Санкт – Петербурге в 1823 г., которое содержит основные направления Веры. На форзаце имеется запись:  «По милости Божией книга сия принадлежит священнику Вениамину Соловьеву, клирику Уфимской епархии, приобретена в г. Октябрьском у р. Б. Александры»

– «Последование молебных пений», богослужебные тексты, изданные в Москве в конце XIX в. Молебные пения – особые богослужения, при которых просят Господа и Его угодников о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Большая половина хранящихся в музее православных книг – слабой удовлетворительной и плохой сохранности. Примером может служить Ветхий Завет. Он похож на журнальную подшивку в мягком тканевом переплете. Лишь перелистывая листы, понимаешь, что перед тобой одна из книг Библии, плохой сохранности. Ветхий завет был издан 1902 году в г. Кунгуре Пермской губернии. Книга интересна тем, что в её конце даны рисунки фасада и планы Кунгурской церкви.

Гл. хранитель МБУ «ГКМ» Салтовская Т. Н.