История

Первые упоминания о музеуме, существовавшем в Миасском заводе, как тогда называли наш город, относятся к I половине XIX века, Согласно архивным данным, в здании заводоуправления одну из комнат занимал музеум.

Собрание миасского музеума состояло из большой коллекции минералов и горных пород, добывавшихся в окрестностях Миасского завода, а также палеонтологических находок, найденных местными жителями во время работ на золотых приисках. Немецкий естествоиспытатель, ученый с мировым именем Александр Гумбольдт, посетивший Миасский завод в 1830 г., оставил запись в книге посетителей «музеума». Организаторами «Музеума» были горные инженеры П. Аносов, отец и сын Редикорцовы. Во второй половине XIX в. большая часть коллекции музеума была перевезена в Златоуст.

В 1918 году по инициативе Л.А. Кулика, заведующего метеоритным отделом геологического и минералогического музея Академии Наук, было организовано общество изучения местного края, в задачу которого входило создание музея. Членами общества краеведения были приобретены труды Уральского общества любителей естествознания, собрана коллекция минералов и горных пород, гербарии растений Ильменских гор, что послужило началом формирования фондов будущего музея.

Весной 1920 года по инициативе общественности, группа краеведов во главе с заведующим городским отделом народного образования С.В. Стрежковским решили организовать музей. Начинание было поддержано советскими и партийными органами Миасса. Работа проходила под руководством инструктора отдела народного образования Э.И. Мали. Основу фондовой коллекции составили культурные ценности, оставленные местной буржуазией при бегстве из города от Красной Армии в 1919 году: картины, художественное литье, ценная мебель, чучела животных и птиц из мастерской И. Бардина.

24 ноября 1920 года партийными и советскими органами города Миасса было принято решение об открытии музея местного края. Музей занял дом, принадлежавшему ранее купцу Популовскому. 

Дом купца Популовского

За свою почти вековую историю музей многократно менял свое местонахождение, что отрицательно сказалось как на его работе, так и фондовых коллекциях.

По поводу открытия музея газета «Советская Правда» писала: «Несколько дней назад в Миассе торжественно открылся музей местного края. Из всех семи комнат музея экспонаты отдела природы занимают 5 комнат, имеется музейная библиотека. Есть экспонаты отдела труда, исторической и общественной жизни, художественного творчества». Одна комната была занята лабораторией, достаточно полно обставленной экскурсионным снаряжением, химической посудой, реактивами и всем необходимым для проведения качественного химического анализа. Некоторое представление об отделе природы можно представить по числу выставленных экспонатов. Млекопитающих было выставлено 41 экземпляр, птиц 105, бабочек 135, жуков 424, растений 95 и минералов и горных пород 400.

Коллекция музея состояла из 1195 экспонатов. Экспозиция содержала два отдела: исторический и природный. Только за первые месяцы музей посетило 4800 человек. При музее были организованы метеорологические наблюдения: измерения температуры воздуха, атмосферного давления, толщины снежного покрова, времени вскрытия и замерзания рек и озер.

Заведующим созданного музея был утвержден Эммануил Иосифович Мали, сыгравший большую роль в развитии краеведения в городе, а научным сотрудником стал бывший секретарь Общества краеведения – геолог Н.И. Кураев.

Несмотря на то, что средств на развитие музея отпускалось очень мало, Э.И. Мали сумел собрать большой актив общественников и сделать музей одним из лучших на Урале. В 1925 году под музей был выделен один из лучших в городе домов – особняк бывшего золотопромышленника Е.М. Симонова. Заведующий отделом музеев Уральского отделения народного образования писал в своей докладной записке 10 октября 1926 г.: «Большой неожиданностью было встретить в таком сравнительно захолустном месте как Миасс прекрасное музейное помещение. Музей занимает одно из лучших зданий в центре города – большой двухэтажный дом». Изучив работу музея, и отметив богатство и разнообразие экспонатов, инспектор сделал вывод, что музей имеет хорошее будущее. 

Особняк Симонова Е.М.

Миасский музей стал центром краеведческой работы: при нем действовало общество краеведения, он возглавлял школьную практическую работу по изучению края, был связан со всеми краеведческими музеями Урала и некоторыми из центральной части России.

С 1926 года в музее стали вводиться оплачиваемые экскурсии, что давало ему определенные доходы. В 1928 году в связи с переводом из Златоуста педтехникума, музей был выселен из Симоновского особняка в дом купца Жарова по ул. Свердлова. В течение с 1928 по 1934 год он четыре раза менял свое местонахождение.

В 1934 г. музей переезжает в здание по улице Октябрьской, 7 в дом купца Лесина, в котором находился до конца 80-х годов прошлого века. В течение 1934-1935 годов к зданию музея для расширения площадей был сооружен деревянный пристрой. 

Дом купца Лесина

При музее работала столярная мастерская по изготовлению и ремонту музейного оборудования. Был создан даже живой уголок. Во дворе в клетках и вольерах жили волчица, косуля, орел-беркут, еж и другие животные и птицы.

Живой уголок. Кормление косуль

Сотрудники организовывали экспедиции по обследованию месторождений полезных ископаемых и сбору образцов. В августе 1935 года музеем впервые была организована археологическая экспедиция на озеро Кысыкуль. В 1937 г. полный штат музея составляют три научных работника и четыре технических.

В годы Великой Отечественной войны экспозиционные площади музея сократились на 60%, так как на территории Миасского музея был размещен эвакуированный из Харькова проектный институт. Случившийся в феврале 1942 года пожар нанес серьезный ущерб фондам музея – погибла большая часть экспонатов. В военное время был открыт читальный зал, где регулярно с 1943 года велась карта военных действий и всегда имелись свежие сводки Совинформбюро. Благодаря этому посещаемость музея увеличилась до небывалых размеров – почти 60 тысяч человек в год.

В 1944 году музей снова получил всю площадь и начинает восстанавливаться. Большое внимание уделяется организации периодических выставок, отражающих события Великой Отечественной войны. В послевоенный период определились основные направления деятельности музея: научно-исследовательское, экспозиционное, научно-просветительское. Активно велась работа по изучению и сбору местного исторического материала, а также экспонатов по природе края.

Летом 1947 г. музей разработал несколько туристических маршрутов по краю с описанием наиболее интересных объектов. Была составлена схематичная карта Миасса с прилегающими к нему районами с обозначением имеющихся археологических, палеонтологических находок, мест-стоянок первобытного человека, полезных ископаемых.

С 1960-х годов сотрудники музея начинают проводить научно-исследовательскую работу в архивах страны. В 1961 году в результате совместной работы с сотрудниками Центрального Государственного архива древних актов были найдены уникальные документы, подтверждающие точную дату основания Миасского завода – 18 ноября 1773 года.

Большую работу по сбору архивных материалов, разработке туристических и краеведческих маршрутов для школьников проделал научный сотрудник музея П.М. Шалагинов, проработавший в музее более 20 лет. В настоящее время в фондах музея хранятся собранные им материалы. 

П.М. Шалагинов

4 февраля 1960 года при музее была организована историко-краеведческая секция, которая объединяла ветеранов партии, войн и труда. Энтузиасты, краеведы, глубоко любящие родной край, увлеченно занимающиеся изучением и пропагандой истории города, внесли неоценимый вклад, пополнив фонды музея материалами по истории города.

Историко-краеведческая секция

С 1978 года до настоящего времени в Городском краеведческом музее ежегодно в ноябре, к Дню рождения города проводятся «Городские краеведческие чтения».

В январе 1988 года в музее произошла авария отопительной системы, которая нанесла музею серьезный ущерб. Музей сначала частично, а потом и полностью был закрыт. Вся работа коллектива была направлена на ликвидацию последствий аварии, организацию передвижных выставок, чтение лекций и проведение научно-исследовательской работы в архивах.

4 июля 1995 года музей вновь переехал во вновь отремонтированное здание-особняк золотопромышленника Е.М. Симонова. В экспозиционных залах были оформлены выставки, рассказывающие об истории края, о жизни обывателей Миасского завода: их занятиях, быте, духовной культуре; об истории золотодобычи в Миасской долине.

В 2006-08 годах музей кардинально изменил свой внутренний облик: с помощью художников-экспозиционеров из Национального музея Башкортостана залы приобрели новый вид. Экспозиция стала современной, отвечающей требованиям музея высокого уровня. В 2013 году в центральном зале музея был установлен информационный киоск, благодаря которому посетители могут сами получить более подробные сведения по истории Миасса: основанию медеплавильного завода, золотым приискам, ремеслам и промыслам, торговле, религии, народному образованию, культуре, истории улиц, памятников архитектуры и персоналиям.

В настоящее время музей ведет активную работу по следующим основным направлениям: фондовое, научно-исследовательское, культурно-образовательное, экспозиционно-выставочное.

Главной функцией музея является хранение музейных предметов — «молчаливых свидетелей» истории, которые без слов правдиво расскажут о прошлом.

Для пополнения информационной базы сотрудники регулярно работают в архивах, публикуя свои находки в научных сборниках и местных газетах.

Музей, продолжая многолетнюю традицию, на своей базе проводит краеведческие чтения, привлекая к участию краеведов города и области. С 2013 года в музее стали проводиться еще и «Симоновские чтения», посвященные Дню рождения известного золотопромышленника и мецената – Егора Митрофановича Симонова.

Каждый желающий может получить в музее квалифицированную консультацию по краеведческим и музееведческим вопросам.

Музей является одним из центров выставочной деятельности Миасса. Тематика выставок самая разнообразная: «Как в поле рубашечка выросла» (совместная выставка с Челябинским областным краеведческим музеем), «Стеклянная сказка» (работы в технике «Фьюзинг»), «333 коровы» (выставка из частной коллекции), «Наш мир сегодня» (фотовыставка агентства «Рейтер»), «Бабье лето» (из фондов музея) и др. Привлекаются также коммерческие выставки

В деятельности музея по-прежнему используется традиционные формы работы: экскурсии по музею, по городу и по памятникам природы, лекции, передвижные выставки. Творческий подход к проведению экскурсий позволил сотрудникам музея еще в 2010 году разработать и начать успешно практиковать театрализованные экскурсии «Ожившая экспозиция», позволяющая не только перенестись в прошлое, но и пообщаться с представителями ушедшей эпохи.

Музей постоянно ищет новые формы работы. В последнее время для привлечения молодежи, стали проводиться ночные мероприятия: «Ночь в музее», «Ночь искусств».  В вечернее и ночное время музей превращается в костюмированные театрализованные площадки для творчества и познания.

Музей активно участвует в городских и областных мероприятиях с самыми разнообразными проектами. Шагая в ногу со временем, коллектив музея реализует на своей базе следующие программы: «Моя Малая Родина», «Быть здоровым – право каждого», «Поделись своей добротой» (работа с людьми, попавшими в трудные жизненные обстоятельства). 

Музею принадлежит не только замечательное здание, сохранившееся с XIX века, но также двор и сад. В летний период территория вокруг музея становится местом для детских мастер-классов, игр, театрализованных и костюмированных мероприятий. Большой популярностью пользуются экологические праздники: «День плотинного Водяного», «День леса». Сюжет игр показывает детям, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человек влияет на окружающую среду, почему в наше время особенно важно стать экологически грамотным человеком.

Тропинки вокруг музея могут стать для ребят сказочными, если они будут участвовать в литературных мероприятиях. По сказам П.П. Бажова был написан сценарий «Бажовская словинка», в котором герои говорят на уральском диалекте и приглашают отправиться на поиски сокровищ. Ребятам в ходе игры предлагаются различные задания и испытания. По сказкам Пушкина также можно путешествовать вместе с ученым котом и многими другими героями согласно сценарию «Там, на неведомых дорожках…»

Большой популярностью пользуются игры «Исторические реконструкции». Дети перевоплощаются в старателей, чтобы промыть золото на старинном станке «Вашгерд». В поисках драгоценных камней они заходят в штольню. В роли первобытных людей ребята строят шалаши, стреляют из лука, с помощью нехитрых приспособлений превращают зерно в муку, изготавливают каменные орудия труда. Эти площадки позволяют раскрыть творческий потенциал ребят, пробудить интерес к культуре предков и истории родного края. В течение всего года в экспозиционных залах можно провести незабываемый «День именинника».

История музея – это история отношения к культурному наследию, его изучению, сохранению. Музей – это зеркало нашего края, место встречи прошлого и настоящего. Миасский музей не стоит на месте, осуществляя новые проекты, он остается верен прошлому, сохраняя его для будущих поколений.