Сейфуллина и ее «Правонарушители»

Нарком образования А.В.Луначарский назвал Лидию Николаевну Сейфуллину «знаменитой нашей уралкой», и так стали называть её потом многие. Сама она с гордостью не раз это подтверждала: «Я – коренная уралка». У неё были на это основания.

Наша землячка, писательница Л.Н. Сейфуллина родилась 22 марта (3 апреля по новому стилю) 1889 года в станице Варламово Троицкого уезда (сейчас это Чебаркульский район Челябинской области). Отец её, татарин, не только принял православие, но стал священником. Это, надо полагать, связано с тем, что он женился на русской женщине Анне Елиной. У них родилось две дочери Лида и Зоя. Отец учил их русской и татарской грамоте. Он был беден, и девочкам с детства были знакомы нужда, горе и слёзы. Мать ушла из жизни, когда Лидии было всего 5 лет. Несмотря на частые переезды, Л. Сейфуллина всё-таки закончила гимназию. Общение с отцом обогащало Лидию, который, кстати, имел склонность к литературному творчеству и прочил дочери литературное поприще.

В молодые годы она работала учительницей начальных классов, короткое время была профессиональной актрисой, заведующей библиотекой-читальней. Небольшого роста, круглолицая, большеглазая, с неизменной иссиня-чёрной, закрывающей лоб чёлкой, она часто исполняла роли детей и подростков.

В Челябинском архиве сохранилось удостоверение о том, что Лидия Николаевна «состоит на службе при культурно-просветительном отделе профессиональных союзов в качестве артистки при театре на острове реки Миасс». А в конце 1920 года в конкурсе на детскую пьесу она стала победителем. Её «Егоркина жизнь» с успехом шла в клубе железнодорожников, в красноармейских казармах, в летнем театре на острове реки Миасс, в народном доме. С 1918 года работала в Челябинской областной библиотеке и в губернском отделе народного образования. По инициативе Лидии Сейфуллиной и её мужа писателя Валериана Правдухина в Челябинске был создан народный театр, для которого и были написаны её пьесы. Она приняла участие в создании газеты «Советская Сибирь» (Сейчас это «Челябинский рабочий»).

Много душевных сил отдала она борьбе с беспризорностью в 20 – 30-е годы. Стайки полуодетых, вшивых, с коростами чесотки на теле детей и подростков воровали, грабили. Так добывали себе пропитание. Забота о них была поручена ВЧК, возглавляемой Ф. Дзержинским.

16 июля 1920 года на берегу Тургояка при активной помощи Сейфуллиной была организована первая на Урале сельскохозяйственная колония для беспризорных детей. Летом 1921 года Лидия Николаевна с мужем приезжала сюда по приглашению начальника колонии Михайлова. Колонисты приняли её настороженно. Но вскоре они оценили её как рассказчицу. В.Ф. Игнатов – воспитанник колонии вспоминал: «Рассказывала она нам «Синюю птицу». Как рассказывала! Потом не давали ей проходу: расскажи, да расскажи что-нибудь. Позднее смастерили сцену, мостки такие, и стали эту самую «Синюю птицу» играть мы, ребята играли, а Лидия Николаевна вроде режиссёра была».

Л.Н. Сейфуллина, находясь в колонии, всё это время пристально наблюдала за жизнью ребят, но никаких записей не вела. Вместе с ребятами она обедала, ездила на лодке на противоположный берег собирать грибы и ягоды. Вечера Лидия Николаевна тоже проводила с колонистами. В походах на Таганай, Ильменские горы ребята слушали её удивительные рассказы, сказки, их она рассказывала в «лицах». Под её руководством ставили спектакли для детей и жителей посёлка в Доме культуры – бывшей даче Кастальского на крутиках у озера Тургояк.

По рассказам жителей посёлка сначала дети жили в двух местах: в «Европе» и в «Азии», — ходили друг к другу в гости. В «Европе» располагались старшие дети, в «Азии» — дети младшего возраста и «контра» — начальник лагеря, воспитатели.

Строго говоря, на Урале Сейфуллина «набрала» всё, что необходимо было, чтобы стать писательницей. И она ею стала сразу, как только в конце 1921 года уехала из Челябинска в Новониколаевск (ныне Новосибирск). Лидия Николаевна стала писательницей как бы по необходимости. Надо? Пожалуйста. Дело в том, что она оказалась в редакции нового журнала «Сибирские огни», который сразу же наткнулся на проблему прозы. И Сейфуллина засела за повесть. В первом номере журнала появилась её повесть «Четыре главы», во втором – «Правонарушители», в четвёртом – «Ноев ковчег», в пятом – «Перегной».

Успех был ошеломляющим. Сейфуллина сразу стала знаменитой. Её повести тут же включили в школьные программы. «Правонарушителей» я прочитал в году двадцать пятом, — рассказывал А.А.Шмакову бывший колонист В.Игнатов. – Прочитал и говорю, что про нашу колонию написано, как было… Особенно Михайлов, как здорово похож, хотя и назван Мартыновым. Тут всё без ошибки. Сергей Петрович был душа-человек. Он всё внушал нам: «Ребята, любите труд, людьми будете». Колонисты из нашего набора, я знаю, людьми стали. По свидетельству самой писательницы, рассказ «Правонарушители» создавался на основе конкретных жизненных фактов, которые она могла наблюдать во время поездки в Тургоякскую детскую колонию.

С Уралом связаны и многие пейзажные картины в её творчестве. В «Правонарушителях» Л.Н. Сейфуллина показала красоту озера Тургояк: «Большое озеро. Как из лесу выйдешь к нему, широко и вольно сразу станет. Берега горами вздыбились, горами высокими, лесистыми. В чаще горной вольно колышется. И лес озеру улыбается». И в рассказе «Поневоле» она тоже восхищается красотой озера: «Мы жили на берегу чистейших вод Тургоякского горного озера. На вздыбленных вокруг горах дышали смолой и бодростью сосны и ели. Выбегали мальчуганы и девчата из домов детской колонии. И свежесть утра в бору пронизывалась их радостными голосами как солнечными бликами».

Рассказ «Правонарушители» имел громадный успех и по сути стал методическим пособием для учителей, работавших с детьми, травмированными войной, голодом, бродяжничеством. В нём художественными средствами доступно и ярко высказана мысль о том, что ни один человек на земле не родится преступником. «…И ни к чему все ограничения, рассуждения о том, что одним дано быть творцами, а скучный удел остальных – исполнять их предначертания, каждому дано!» Практическое применение и тогда и теперь осуществляется с большим трудом.

В те времена существовало, да и существует теперь мнение, что беспризорники – люди второго сорта, дефективные, что из них никогда не получится полноценный человек. А вот первый директор С. Михайлов не только верил, но и сделал всё возможное, чтобы спасти детей от физической и моральной гибели. Это стало возможным благодаря его любви к детям и труду. Каждый посильно трудился и для себя, и для всей колонии. Работали с радостью. Званием колониста гордились. Множество озлобленных и одичавших детей спасли любовь и доброта взрослых. Они не просто выживали в тяжелые годы, они получили специальность, стали уважаемыми гражданами своей страны.

А. Макаренко назвал рассказ «Правонарушители» классической книжкой и тут же подчеркнул: «Это небольшой рассказ, тем не менее, он сыграл очень важную роль, гораздо более важную, чем «Педагогическая поэма». Произведения А. Макаренко появились значительно позже, в них он развил и продолжал идеи, высказанные Л. Сейфуллиной.

Сейфуллина успела сказать о многом из того, чему позднее посвятили свои произведения советские писатели. Прежде Макаренко она ввела в литературу грязных беспризорников. Прежде Фурманова набросала штрихи лидера из народа. Прежде Бабеля увидела пестроту революционной толпы. Прежде Фадеева вникла в неразрешимый конфликт целей и средств революции. «Не первая ли Сейфуллина дотронулась до темы репрессий?» — поднимает вопрос М. Фонотов. Девочка Таня из рассказа «Таня» глубоко переживает то, что отчима, которого она любит, в газете «Правда» назвали оппортунистом. Вина отчима в том, что он посмел – в ущерб государству! – сохранить своё хозяйство. Причем не личное, а совхозное.

Про Лидию Николаевну говорили, что эта «маленькая черноглазая человечища», была смело честной и бесстрашно искренней. Это похоже на правду. Возможно, в этом – секрет её успеха. Сейфуллина сочувствовала революции, но не идеализировала её. Ей довелось видеть и слышать Ленина, самой выступать в его присутствии. Встречалась она и со Сталиным и даже сказала то, что боялись сказать другие. Советские писатели, те кто начинали советскую литературу, её классики, ярко вспыхнув в первые годы новой жизни, потом годы и десятилетия ничего не публиковали, занимаясь чем угодно, кроме литературы. Но кто знает, может сталинская машина репрессий обошла её потому, что она на долгие годы замолчала? Сталина она пережила на год: умерла 25 апреля 1954 года в Москве.

Н.Н. Чухарева.

Литература:

Остапенко В. Наша землячка: О прошлом память сохраним. Миасский рабочий. – 1988 – 11 июня.

Загребин С. «Ничего не поблекло». Деловой Урал. – 1999 – 2 апреля.

Фонотов М. Лидия Сейфиллуна: Урал. Кто есть кто? Челябинский рабочий. – 1995 – 15 ноября.

Остапенко. В. Преступниками не рождаются. Миасский рабочий. – 1989 – 23 марта.

Сейфуллина. Сочинения. В двух томах. – М., Художественная литература.,1980.

Сейфуллина Л.Н. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. – Челябинск, 2002.