«Дети улиц» в годы войны. Проблемы и решения по документам архива.

С целью оказания помощи детям, которые не учатся в школе, бродяжничают и попрошайничают, на территории Миасского городского округа ежегодно с 1 по 28 февраля проводится городская профилактическая межведомственная акция «Дети улиц».

По определению Детского фонда организации объединенных наций (ЮНИСЕФ) детьми улиц называются «дети, которые не общаются с собственными семьями и живут во временных убежищах (заброшенных зданиях и т.п.), или не имеют вообще постоянного пристанища и каждый день ночуют где-нибудь, первоочередными их потребностями являются физическое выживание и поиск жилья; дети, которые поддерживают контакт с семьей, но из-за бедности, перенаселенности, разных видов эксплуатации и злоупотреблений по отношению к ним проводят большую часть дня, а иногда и ночи, на улице; дети — воспитанники интернатов и приютов, которые по разным причинам убежали из них и находятся на улице».

Проблема беспризорных детей не нова. Она возникала и раньше, чаще всего в годы революций, войн, голода, других общественных потрясений. Для решения этой проблемы всегда нужна была помощь взрослых. В советской истории наиболее сложными считаются периоды 1920-х годов, военный (1941-45 гг.) и послевоенный. В фондах Миасского городского краеведческого музея имеются фотографии и документы по борьбе с беспризорностью 1920-х годов (организация детских домов, пионерских отрядов, трудкомунн). А по документам Миасского окружного архива, в частности по решениям и постановлениям Исполкома Миасского городского Совета депутатов трудящихся, прослеживается, каким образом решалась проблема детской беспризорности в годы Великой Отечественной войны.

Школа № 6, 5 класс. 1943 г.

Вводились ограничительные меры. Прежде всего, запрещалось пребывание детей до 16-ти летнего возраста, в том числе учащихся ремесленных училищ, после 21 часа на улицах, вечерних спектаклях или киносеансах, в клубах, зрелищных увеселительных местах без сопровождения взрослых. Исключение составляли мероприятия, организованные по специальному разрешению Городского отдела народного образования.

Еще одной мерой защиты детей и подростков от социально-опасного поведения являлся запрет посещать пивные бары, рестораны, биллиардные, танцевальные павильоны, а также буфеты и кафе, в которых производится торговля пивом, спиртными напитками и виноградными винами. Также была запрещена продажа детям и подросткам спиртных напитков,игральных карт, табачных и пиротехнических изделий.

Руководителей торговых предприятий, общественного питания, театров, кино, клубов, садов за нарушение настоящего решения могли подвергнуть административному взысканию в виде предупреждения, штрафа до 100 рублей, или назначить исправительные работы на срок до 30 дней, с вычетом в доход государства 25% от зарплаты.

С целью предотвращения вероятности совершения подростками кражи запрещалось покупка от детей, не достигших 16-ти летнего возраста, каких бы то ни было предметов или вещей, ответственность за это ложилась на родителей или опекунов. А лицам, покупающим вещи у детей грозил штраф также в размере 100 рублей или исправительно-трудовые работы сроком до 30 дней.

Запрещалось детям заниматься некоторыми видами работ, в частности, чисткой обуви на улицах, без особого разрешения финансовых органов.

А за озорство и уличное хулиганство детей органы милиции могли накладывать штраф до 200 рублей на родителей или опекунов.

Однако для предотвращения распространения беспризорности и бродяжничества нужны были не только меры наказания, но, прежде всего, налаживание работы с детьми, обеспечение их одеждой, питанием, забота об их здоровье, привлечение их к общественно полезному труду и организация развлечений, которые могли бы помочь искоренить сложившиеся у них вредные привычки, тягу к бродяжничеству.

Несмотря на то, что в годы войны у руководства города было много забот по организации деятельности миасских и эвакуированных из других городов предприятий, строительству жилья, обеспечению населения продовольствием, работа с детьми всегда оставалась актуальной. Из протоколов заседаний исполкома Миасского городского Совета депутатов трудящихся становится известно, что первоочередной задачей было все же обеспечение всеобщей грамотности.

В 1942 г. на начало учебного года в школы не явилось 199 школьников, составляло 9 процентов от всех учащихся. В связи с этим предписывалось строго вести учет детей от 8 до 15 лет, которым необходимо посещать школу; составлять списки детей, не посещающих школы, с описанием причин этого; разъяснять родителям и опекунам меры их ответственности.

Подростков привлекали и к посильному труду. Старшеклассников 7-10 классов направляли на работы по торфозаготовкам для обеспечения топливом социально-культурных учреждений и школ города. Исключение составляли те, кто уже трудился на заводах и предприятиях – УралЗИС, завод № 611, № 657, гортоп, кирпичный завод; на строительстве жилья в поселке ЗИС.

Важно было организовать и правильное питание учащихся. Для этого следили за качеством и разнообразием продуктов в детской столовой: сыр, яйца, молоко, брынза, овощи должны были быть в рационе обязательно, а для укрепления здоровья детей с аптекой заключали договор на поставку витамина С. Для контроля получения и расходования продуктов было установлено дежурство родителей в столовой.

Особое внимание уделялось семьям фронтовиков: был организован учет детей, оставшихся без родителей, а также учет учащихся, нуждающихся в одежде и в обуви. При каждой школе создавался материально-денежный фонд – для обеспечения нужд детей фронтовиков в обуви, одежде, продуктах.

Проводилось медицинское обслуживание и противоэпидемические мероприятия. А парикмахерским надлежало организовать прием детей в специально оборудованном зале, отдельно от взрослых.

Но не только вопросы учебы, работы, здоровья и питания детей рассматривались на заседаниях Исполкома Миасского городского Совета. Организовать детский отдых было не менее важно.

С 1943 по 1945 годы решаются вопросы об обслуживании детей в пионерском саду Дома Красной Армии, предоставлении тира для спортивных и осовиахимовских игр, организации военно-физкультурных кружков, организации детской библиотеки и книжной передвижки, открытии детской спортивной школы и городского катка, организации коллективного посещения  учащимися кинотеатров, клубов, зрелищных мероприятий с обязательным дежурством там милиционеров.

Пионерский отряд. 1923 г.

В одном из документов есть информация о выделении председателю комиссии по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью 2360 руб. на проведение общегородских и индивидуальных елок для детей патронированных подопечных и семей красноармейцев. Куклы, елочные украшения, игрушки и сладости для новогодних подарков, изготовленные руками взрослых, передавались детским учреждениям.

На время проведения летней оздоровительной кампании было подготовлено тренировочное поле для игр в футбол, волейбол и баскетбол на площадке около городского кладбища.

Для отдыха за городом ежегодно организовывались пионерские летние лагеря от предприятий «Миассзолото», напилочного завода, УралЗИС, где отдыхали ежегодно от полутора до почти двух с половиной тысяч детей. Продолжительность отдыха была 21 день. К началу лета по распоряжению Исполкома базы готовили к приему детей – производили ремонт, обеспечивали всем необходимым инвентарем, постельными принадлежностями и продуктами. Готовились к летнему сезону педагоги и медицинский персонал. Основной задачей летнего отдыха было укрепление здоровья детей, физическое развитие и воспитание, особое внимание уделялось точному соблюдению режима дня, и военно-физкультурной работе с детьми.

Городской пионерский лагерь.

В первую очередь путевки в лагеря получали дети фронтовиков, воевавших в составе Уральского добровольческого танкового корпуса, дети погибших, раненых и инвалидов Отечественной войны, дети военнослужащих. В лагеря санаторного типа направлялись дети со слабым здоровьем.

А для предотвращения правонарушений среди детей и подростков в Миассе существовала детская комната при Миасском городском отделе НКВД по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью (примерно на 300 человек). В случае необходимости проводилось этапирование в детприёмники Челябинска и Златоуста.

К сожалению, и в современном обществе проблема детской беспризорности не искоренена. Несмотря на материальное благополучие, сегодня появились другие причины, побуждающие детей к социально-опасному образу жизни, а значит, профилактика беспризорности по-прежнему остается важнейшей общественной проблемой.

Источники: МБУ «Миасский окружной архив», Ф 29, оп. 1, д. 42.

Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности Городского краеведческого музея.