Истоки библиотечного дела в Миассе

Общероссийский праздник – День библиотек был учрежден 27 мая 1995 года Указом Президента Российской Федерации. Эта дата приурочена ко Дню основания в 1795 году первой общедоступной государственной библиотеки России – Императорской публичной.

Первоначально заведывание библиотеками поручалось чиновникам, а значит, открыты они были только в часы, когда чиновник свободен от службы. В 1834 году библиотеки были переданы Министерству народного просвещения, которое поначалу горячо берется за дело. Оно обращается к ученым обществам, литераторам и журналистам с предложением о пожертвованиях, налаживает рассылку пожертвованных сочинений безвозмездно по городам России. Так появляются и в Миасском заводе книги со штампом «Публичная библиотека».

Возникшие в то время народные библиотеки содержались частично на средства общества, частично на средства союзов для содействия народному образованию. Цель таких библиотек «доставить народу возможность дешевого и здорового чтения». Интересно, что Большая энциклопедия, изданная в 1903 г., говорит о таких библиотеках, как о явлении, распространенном в Западной Европе. Однако и в Миасском заводе, который в то время был глубокой провинцией, были книги со штампом «Народная библиотека».

Министерство народного просвещения, в ведении которого находились библиотеки, очень быстро меняет горячую заботу о них на почти полное равнодушие. Средства библиотек составлялись, главным образом, из установленной платы за чтение книг, но читателей было мало. В отчетах, посылаемых министерству, указывалось: «Книги не употребляемы для чтения, ибо не представлялось желающих для того…» В «Летописи Миасского завода» под отметкой 1870 г. написано: «Заведена общественная библиотека, главными учредителями которой были чиновники горнозаводские. В настоящее время – 1882 г., библиотека находится в ведения членов приходского попечительства и годовых подписчиков на библиотеку состоит не более 15, тогда как в первые годы членов библиотеки было до 40. С переходом казенной золотопромышленности в частную аренду горнозаводские чиновники остались без службы, и с того времени общественная библиотека лишилась главной поддержки в лице класса служащих по горному ведомству».

В конце 50-х гг. XIX века открываются публичные библиотеки при различных учебных заведениях, т.к. тогда полагали, что только таким способом можно удовлетворить все более возрастающую потребность в чтении. Так появляются в Миасском заводе книги прогимназии Романовских, Низшей ремесленной школы. В основном, в этих библиотеках были учебники и учебные пособия, необходимые для работы преподавателей и учебы.

Кроме этих официально установленных библиотек возникали библиотеки различных обществ. Так, многие книги из редкого фонда музея помечены штампом «Общество трезвости». Подобные общества начали формально создаваться с 1890 г.

Целью своей общества ставили противодействие чрезмерному употреблению спиртных напитков путем хорошего примера членов общества, распространение здравых понятий о вреде пьянства. Общества трезвости ведут большую работу: агитационную, просветительскую, устраивают народные гуляния, организуют кружки лиц, воздерживающихся от употребления спиртных напитков, открывают столовые, читальни, библиотеки. В ноябре 1895 года в Миасском заводе было создано отделение Троицкого попечительства о народной трезвости. На первом же заседании комитета был поставлен и решен вопрос об открытии библиотеки-читальни. Заведующим стал священник Николай Сементовский, а библиотекарем учитель Миасского 1-го сельского училища Илья Иванович Ряпиков. Существовала эта библиотека на взносы членов общества, пожертвования книгами и деньгами и сборы от концертов, литературных и музыкальных вечеров, публичных чтений. Библиотека выдавала книги на дом под залог, но больше работала как читальня в воскресные и праздничные дни. Чтения были платными (5 коп. серебром) и громкими. Социальный состав чтецов очень разнообразен: священник Н. Сементовский, псаломщик Боголюбов, учитель Чудинов, инженер Герасимов, ветеринарный врач Комаров. Соответственно своему образу мыслей чтецы подбирали и материал: «Приключения с протоиреем во время чумы в 1830г. в Севастополе» читает Н. Сементовский, «Тарас Бульба» Гоголя — учитель Менский, биографию А.В. Кольцова рассказывает учительница Навазова, «Отчего бывает день, ночь, весна, лето, осень и зима» – инженер Герасимов. Таким образом, содержание книг, имеющих штамп «Общество трезвости», самое разнообразное.

Летопись Миасского завода за 1884 год сообщает: «Миасская библиотека, известная под именем «общественная» … передана в ведение и временное пользование Миасского Общественного клуба, члены ко­торого состоят и членами библиотеки с годовым взносом, как для клубных, так и для посторонних читателей – пяти рублей».

Библио­тека состояла из книг разного содержания, но в основном беллетристики, т.е. светской литературы. Книга одного из первых русских писателей К. Тредиаковского. Это издание А. Смирдина в Санкт-Петербурге, 1849 г., серии «Сочинения русских авторов». Судя по дате издания, это одна из тех книг, которые рассылали по уездным и провинциальным городам в самом начале создания библиотек. Штамп «Миасская народная библиотека» свидетельствует о том, что книга эта была доступна для всех желающих. Первый том сочинений К.Тредиаковского включает в себя главную его работу – «Способ к сложению стихов российских», положившую начало русскому стихосложению и русскому классицизму,

К услугам любознательных была в Миассе и книга М.В. Ломоносова, изданная в той же серии в 1847 г., и тоже имеющая штамп Миасской народной библиотеки. Имя автора напоминало читателям о том, что упорство, труд и талант могут поднять человека из темноты провинции к свету знаний.

Книга, изданная в Санкт-Петербурге в 1874 г., называется «Складчина». В предисловии сказано: «Мысль о пожертвовании от литературы в пользу голодающих Самарской Губернии… встретила живейшее сочувствие петербургских литераторов и ученых». В число авторов вошли: Вяземский, Курочкин, Полонский, Тургенев, Соллогуб, Достоевский, Островский, Плещеев, Гончаров, А.Толстой. Писатели и издатели отказались от вознаграждения за труды, книга продавалась по 3 руб., цене, доступной большинству читающей публики. Актом помощи голодающим была и покупка этой книги кем-то из жителей Миасса.

Полное собрание сочинений В.А. Жуковского издавалось в 1902 г. как приложение к журналу «Нива». Но судьба этих книг оказалась различной. Так, IV том, включающий в себя перевод Одиссеи, оказался в общественной библиотеке. А на V томе даже два штампа – «Миасская публичная библиотека» и «Миасское Золотопромышленное Товарищество». Таким образом, в библиотеке Миасской Золотопромышленной компании собирались не только книги, полезные в работе, но и необходимые для духовного развития.

Более раннее издание – 1895г., включает в себя стихотворения В.А. Жуковского и носит на себе также две печати: «Миасская народная библиотека» и «Общество трезвости». Возможно, книга была передана в читальню, где стихи не просто читались, но и комментировались, объяснялись.

В музее хранится несколько книг «Библиотеки великих писателей» издания Брокгауза и Эфрона в Санкт-Петербурге. Большие тяжелые тома с золотым тиснением на темно-зеленых корешках. Титульный лист каждой книги заполнен рисунком Е. Лансере: на строгих, белых колоннах медальоны, украшенные лавровыми венками, с профилями писателей, начиная с Еврипида и Данте и заканчивая Лермонтовым и Гоголем.

Литература духовно-нравственного содержания была собрана в библиотеке Петропавловской церкви. К сожалению, когда в 30-е г.г. XX века церковь была разрушена, следы библиотеки потерялись.

Наиболее крупным промышленным предприятием в Миасском заводе в то время было Золотопромышленное Товарищество, которое имело свою библиотеку. В этой библиотеке была собрана литература по горному и золотопромышленному делу, необходимая для работы: «Устав золотопромышленности», «Горный журнал» и т.п.

Хотя до начала XX века в Миассе научных обществ не было, но всегда были люди, которых интересовала наука. Благодаря этому в Миасс попало периодическое издание «Труды Уральского Общества Любителей Естествознания», которое, видимо, выписывал кто-то из горных инженеров. Журнал печатал статьи на русском, английском и немецком языках, сопровождая их фотографиями, картами и чертежами. Почти на всех этих книгах стоит штамп Миасского общества изучения местного края, созданного уже в 1918 г. Деятельность этого общества привела к созданию в 1920 г. краеведческого музея, а книги, которыми располагало общество, вошли в фонд редкой книги.

Любители природы могли найти в Миасском заводе многотомное издание Брэма «Жизнь животных», «Карманную книгу для собирателей жуков», изданную в Санкт-Петербурге в 1884 г., которая хранилась в Миасской женской прогимназии Романовских. В той же прогимназии к услугам учащихся и педагогов предоставлялась книга «О собирании и хранении растений для школьных музеев», Оренбург, 1892 г.

Книга «История России» С.М. Соловьева существовала в Миассе в двух видах – подробное сочинение, изданное в Санкт-Петербурге, и сокращенный самим автором вариант – «Русская Летопись для первоначального чтения». Обе книги имеют штамп «Миасская народная библиотека», а «Русская Летопись» предназначалась еще и для читальни общества трезвости.

Не была забыта жителями Миасса история своего края. Taк появляется в городе книга Витевского «Неплюев и Оренбургский край», о губернаторе, 16 лет управлявшим Оренбургской губернией.

Таким образом, нужно отметить, что в Миасском заводе в конце XIX века существовало несколько библиотек с достаточно большим и разнообразным по содержанию фондом, рассчитанным на самых разных читателей – от учащихся гимназии до горных инженеров, что также свидетельствует и о высоком уровне грамотности населения того времени.

Наталья Асташова, хранитель музейных предметов.

Алла Овчинникова, главный специалист по основной деятельности.