Дом-дворец в уральской глубинке
Миасский краеведческий музей является одним из старейших в Челябинской области. Первые упоминания о музее в Миасском заводе относятся к первой половине ХIХ века. Военный инженер генерал-лейтенант И.Ф. Бларамберг, посетивший золотые прииски, пишет: «…Мы … побывали в музее, где были выставлены замечательные образцы минералов и кристаллов. Мне как гостю предложили оставить запись в книге, где имелась и запись А. Гумбольта, который останавливался здесь в 1830 году во время своего путешествия в Сибирь». Организаторами «музеума» были горные инженеры П. Аносов, отец и сын Редикорцевы. Во второй половине XIX века большая часть коллекции была перевезена в Златоуст.
В 1925 году под городской краеведческий музей в Миассе был выделен особняк бывшего золотопромышленника Е.М. Симонова. 10 декабря 1926 года заведующий отделом музеев Уральского отделения народного образования писал в своей докладной записке: «Большой неожиданностью было встретить в таком сравнительно захолустном месте, как Миасс, прекрасное музейное помещение. Музей занимает одно из лучших зданий в центре города – большой двухэтажный дом». Отметив богатство и разнообразие экспонатов, инспектор сделал вывод, что музей имеет хорошее будущее.
Без малого сто лет пролетело с тех пор. Что-то осталось в прошлом, безвозвратно потеряно, что-то бережно сохранено до наших дней. Границы Миасса увеличились в несколько раз, и история малой родины у многих современных горожан не всегда ассоциируются со старой частью города. Миасский музей тоже не остался в стороне от жизни. Приходилось менять адреса, терять ценные экспонаты, иногда музей стоял на грани выживания.
Но всегда находились люди, беззаветно преданные историческому наследию «города в золотой долине». В 1995 году, после многолетних скитаний, постоянная экспозиция музея вновь была размещена в залах Симоновского особняка.
В настоящее время она занимает 6 залов второго этажа и 1 зал первого этажа. В каждом из них отражены определённые исторические этапы развития города. Начинается осмотр музея с зала, посвящённого культуре кочевых племён, обитавших на территории Урала ещё до основания города. Затем зрители попадают в зал, где размещены экспонаты, связанные с историей зарождения Миасского завода и первому столетию его развития – это история постройки медеплавильного завода И.И. Лугинина и история золотодобычи в окрестностях. Далее посетители попадают в «Избу старателя» — экспозицию, знакомящую гостей музея с бытом мастеровых, составлявших 100-200 лет назад большинство среди жителей Миасса. В самом большом зале гости музея попадают на главную улицу Миасского завода начала ХХ века. Купеческие лавки, фотоателье, дорога к храму – все витрины не только показывают предметную сторону старого города, но и помогают возрождать память о судьбах людей прошлого. Следующий зал посвящён Е.М. Симонову, хозяину дома-дворца, в котором в настоящее время размещается музей. Легендарная личность, потомственный почётный гражданин Миасского завода начала ХХ столетия, вызывает неизменный интерес у историков-краеведов и у случайных посетителей. Ещё одна значимая страница дореволюционной истории Миасса отражена в зале, посвящённом напилочному заводу, разместившемуся в 1915 году на территории бывшего медеплавильного завода. На первом этаже музея в небольшом зале разместились предметы быта, относящиеся к периоду 30-тых — 60-тых годов ХХ века. У посетителей старшего поколения обстановка неизменно вызывает тёплые воспоминания, а у молодых – восхищение рукодельными изделиями, создававшими когда-то уют даже в тесных коммуналках. В настоящее время готовится к постоянной экспозиции коллекция археологических находок, хранящихся в фондах музея.
Но работа музея не ограничивается только показом экспозиции. Одной из особенностей Миасского краеведческого музея является то, что в нём совсем немного стеклянных витрин, что позволяет ощутить энергетику старинных рукотворных предметов, сделанных «с душой». Ещё одной особенностью краеведческого музея Миасса является наличие уличной территории – двора и бывшего сада усадьбы Е.М. Симонова. Это позволяет проводить некоторые мероприятия на свежем воздухе. Большим успехом пользуются не только летние программы для школьников, но и полюбившиеся детворе Масленичные гуляния. А вместить всех желающих посетить ставшие традиционными «Ночь в музее» и «Ночь искусств», когда устраиваются различные мероприятия по интересам в залах и на уличных площадках, даже видавшему многолюдные балы и благородные собрания Симоновскому особняку не под силу. Приходится ограничивать количество гостей, продавать билеты по предварительной записи.
Все мероприятия, проводимые в музее, даже развлекательные, и для любой аудитории, начиная с дошкольного возраста, так или иначе связаны с историей нашего края, страны, заставляют задуматься о преемственности поколений, о необходимости сохранения исторического достояния родины для успешного построения будущего.
Сотрудники музея, сохраняя и пропагандируя историю родного края, надеются, что и ещё через сто лет кто-нибудь напишет, что у Миасского краеведческого музея хорошее будущее.
Калишева Н.П.