«Рыцарь железных дорог»
«Рыцарь железных дорог» — так называют Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, великого инженера, детищем которого является знаменитая Транссибирская магистраль. Хотя многим он более известен как писатель, автор замечательных произведений – «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», «Версия» и других.
Родился Николай Георгиевич 20 февраля 1852 года в Петербурге, в семье потомственного дворянина и известного генерала Георгия Михайловского. Крестным отцом мальчика стал сам Николай I, в его честь мальчик и был назван. Гимназию окончил в Одессе, а затем поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения и с 1878 года начал свою деятельность как инженер по строительству железных дорог.
По роду своей деятельности ему не раз приходилось переезжать с семьей с одного места на другое. На Южный Урал он попал в 1886 году, когда получил назначение на строительство Самаро-Златоустовской дороги, состоявшей из двух участков: Самаро-Уфимского и Уфа-Златоустовского. Самым сложным оказался участок дороги Кропачёво-Златоуст. Молодому инженеру пришлось работать в тяжёлых условиях гористого рельефа, столкнуться с болотом и бездорожьем, горами и горными реками. Да и условия труда были очень сложными – никакой техники не было, всё делалось вручную: лопатой, кайлом и тачкой. Николай Георгиевич создал свой вариант проекта железнодорожного пути, приспособленный к рельефу местности, что позволило существенно сэкономить на строительстве. Стоимость железнодорожного пути была снижена со 100 тысяч рублей до 40 тысяч рублей за версту.
Дорога прошла по долинам рек, через горы без единого тоннеля. Здесь всё его до сих пор – выемки в скалах, подпорные стены вдоль железнодорожной линии, мост через Юрюзань, новое русло реки, насыпь и каменная кладка вдоль него. Именно Михайловский придумал знаменитую замысловатую железнодорожную петлю, которую и сегодня можно увидеть, проезжая станцию Златоуст. Современные инженеры до сих пор удивляются изобретательности Николая Георгиевича, который умудрился максимально удешевить строительство дороги.
По линии Уфа — Златоуст было построено 206 мостов, 16 вокзалов, в том числе 6 каменных, 13 водонапорных башен, 2 паровозных депо на станциях Кропачёво и Златоуст.
20 сентября 1890 года от станции Златоуст, в сторону Уфы, был отправлен первый поезд, тогда же в Златоуст прибыл первый поезд из Уфы. Михайловский выступил с речью на торжественном открытии, на этом его миссия была завершена.
Линия Уфа – Златоуст вошла в отечественную историю как одна из выдающихся дорог. А за участие в её строительстве в должности начальника участка Гарин-Михайловский был награждён орденом Святой Анны.
Предстояло строительство другого горного участка – от Златоуста дальше на восток. Для продолжения изыскательских работ Гарин-Михайловский переезжает в Челябинск.
Николай Георгиевич провел на Урале два года. И лишь после окончания строительства Михайловские возвратились в Санкт-Петербург. Дом, в котором они жили в Усть-Катаве, не сохранился. Утверждают, что он сгорел ещё в начале прошлого века.
Талантливый инженер Николай Михайловский был не менее талантливым писателем. Но литературная слава пришла к нему гораздо позже – в 40 лет. К тому времени он был уже знаменитым инженером.
О своём детстве писатель расскажет в своей знаменитой книжке «Детство Тёмы». Её продолжением стали «Гимназисты». Затем будут написаны «Студенты», «Инженеры». Горький назвал эту тетралогию «целой эпопеей русской жизни».
Непростой период строительства магистрали Гарин-Михайловский описал в повести «Вариант». И не видать бы её потомкам, если бы супруга инженера не воссоздала рукопись, порванную самим автором сразу после прочтения. Напечатан рассказ был уже после смерти его автора. Корней Чуковский говорил об этой повести, что так увлекательно писать о работе в России ещё не умел ни один беллетрист.
Вот таким образом жизнь этого талантливого инженера и замечательного писателя пересеклась и с историей нашего края.
Материал подготовила Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности Городского краеведческого музея.