О чем расскажет реклама?
120 лет назад в Миассе появилось первое периодическое печатное издание – «Горнозаводской листок объявлений». Газета была небольшая по формату, сначала выходила два раза в неделю, затем выпуски стали нерегулярными. К сожалению, в краеведческом музее Миасса не сохранился оригинал этой газеты, однако, благодаря стараниям краеведа, хрониста, как он сам себя называет, Петра Правдина, репринтное издание номеров, имеющихся в Российской национальной библиотеке в г. Санкт-Петербурге было передано в фонды музея.
Оригиналы «Горнозаводского листка» оказались в Санкт-Петербурге неслучайно: желая идти навстречу своим подписчикам, редакция газеты в 1903 г. открыла своё отделение при книжном складе и конторе изданий Е.Б. Будяковского в Санкт-Петербурге, с целью бесплатно выписывать предметы из помещаемых в газете объявлений.
Издателем «Горнозаводского листка объявлений» был Павел Алексеевич Лузин, организовав типографию в собственном доме по ул. Орловской (ныне Октябрьской), а редактором – Модест Васильевич Моисеев. Назначение газеты, как следует уже из самого её названия – публикация рекламы и объявлений. Газета была недорогая, подписная цена с доставкой по Миассу на год – 1 руб., на полгода – 60 коп., на три месяца – 40 коп. Кроме того газета рассылалась бесплатно по присутственным и общественным местам, торговым фирмам, магазинам, гостиницам и должностным лицам.
Казалось бы, какую историческую ценность может представлять газета, наполненная только рекламными объявлениями? Из объявлений можно было узнать, что производилось и продавалось в Миасском заводе, что вызывало интерес у его жителей, благодаря чему вырисовывается облик торгового и промышленного Миасса начала XX в.
В газете публиковались объявления как миасских торговцев и промышленников, так и иногородних. Так, во всех номерах «Горнозаводского листка объявлений» печатались объявления Санкт-Петербургского общества страхования: жизни (обеспечения собственной старости, приданого для девочек, стипендий для мальчиков), страхования от огня, от несчастных случаев отдельных лиц и коллективного страхования рабочих на фабриках, заводах, рудниках, а также страхования имущества.
При этом видимо оплачивать рекламу мог позволить себе не каждый, либо ещё не все верили в её значимость. В «Горнозаводском листке» сразу на год (что давало 30-ти процентную скидку) из миасских была размещена только реклама магазина, принадлежавшего Петру Зиновьевичу Филиппову и размещённого в гостином дворе на Церковной площади.
Поражает ассортимент товаров этого магазина. Это тёплые вещи – шали, шарфы пуховые, фуфайки, чулки собственного производства, перчатки мужские, женские, детские; сорочки, свадебные принадлежностями; золотые и серебряные вещи; часы, карманные и настенные, будильники с музыкой; тульские самовары фабрики Баташевых; ружья, револьверы, а также галантерейные и модные товары. Из другого объявления известно, что Филиппову принадлежал и склад охотничьего пороха, что, учитывая ассортимент его магазина, неудивительно.
Сам издатель Лузин рекламировал продукцию, которую можно было приобрести или изготовить в его типографии: шнуровые книги для записи золота, бланковые книги для выдачи провозных свидетельств на золото, ведомости, расчётные книжки, бланки для земских начальников, судебных следователей и волостных правлений, а также изящные поздравительные и визитные карточки, как мужские, так и женские, выполняемые из заграничного картона сразу же в день заказа; каучуковые штемпели самого разнообразного вида.
Для исторического исследования важно, что из газеты можно узнать адреса или имена владельцев домов, где располагались магазины, мастерские, складские помещения.
Так, при доме П.С. Виткова по ул. Церковной действовал книжный магазин, где продавали учебные пособия, канцелярские и чертёжные принадлежности, поздравительные карточки, материал для искусственных цветов. А с 1903 года в этом же магазине стали продавать кабинетные скульптуры каслинского и кусинского литья. И здесь же госпожа А.И. Аблина начала торговлю готовым бельем: дамскими и детскими блузками из шёлковых и шерстяных тканей, верхними и нижними юбками, а также принимать заказы на изготовление мужского, женского и детского белья.
Разнообразные услуги предлагали миасские мастерские: переплёты и изготовление рамок в мастерской Межова (ул. Пичугинская рядом с мужским общественным училищем); иконостасная мастерская Ивана Васильевича Зяблицкого (в собственном доме за Шадринским мостом) принимала заказы на изготовление и ремонт церковной живописи; лужением самоваров и прочей посуды занимался П. Андреев (дом Важдаева по ул. Кундравинской); а кондитерская Ф. Фокеродта принимала заказы на изготовление тортов и пирогов для свадеб и именин.
Любопытной показалась информация о том, что в Миассе существовала гостиница «РОССИЯ», где, судя по объявлению, продавалось 60 сорокалитровых дубовых бочек из-под пива.
Из объявлений можно узнать кое-что о занятиях и увлечениях жителей Миасского завода – явно многие были заядлыми охотниками и рыболовами: неоднократно упоминается о продаже охотничьих ружей и пороха, о поступлении в магазины охотничьих и рыболовных принадлежностей.
Часто размещали рекламу российские фирмы, торгующие музыкальными инструментами. Гармонная фабрика из Тулы, музыкальный магазин Кеттерер (торгующий роялями, пианино и фисгармониями), с указанием цены: от 350-550 руб. и выше. Дорогое удовольствие! Публикуются объявления о продаже музыкальных инструментов, названия которых современному слуху непривычны: пиано-мелодик механический, герофон-орган.
Много рекламы швейных и вязальных машин фирмы Германа Гессе из Санкт-Петербурга. И в магазине Филиппова также имелся огромный выбор всевозможных швейных машин (ручных, ножных, чулочных), приводов для вышивания гладью. Причём машины продавались «с ручательством», что в переводе на современный язык – с гарантией.
Поскольку Миасский завод являлся в то время крупным золотопромышленным центром, публиковались и объявления с предложениями технических средств – паровых котлов и насосов, железных валов и других механизмов, ознакомиться с которыми предлагалось на Рождественском прииске Уральского золотопромышленного товарищества близ пос. Ключевского Кундравинской станицы. Рекламировал свою продукцию склад машин и технических принадлежностей для фабрик, заводов, мельниц, рудников, судостроения, железных дорог, а также устройства для электрического освещения и электрические приборы.
Хлебное товарищество А.А. Клишина, И.Ф. Колесникова и В.Д. Десяткова с 1 апреля 1903 г. известило, что в Миасском заводе во вновь построенной ветряной мельнице будет приниматься зерно для помола, а также продажа муки сеянки и простого помола, устанавливалась плата за простой размол – 5 коп. с пуда, за сеянку – 8 коп. с пуда.
В 1904 году издатель решил изменить название, добавив к нему слова «…и справочных известий». Стало публиковаться специальное приложение, в котором печатались телеграммы Российского телеграфного агентства с театра военных действий русско-японской войны. Газета стала объёмнее и содержательнее, но прожила всё же недолго, до января 1905 года.
Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности МБУ «Городской краеведческий музей»