Противостояние. Миасс 1918-1919 гг.
После секретного совещания представителей Антанты и чехословацкого корпуса в Яссах в ноябре 1917 года около 50 тысяч военнопленных чехов и словаков вошло в белогвардейский корпус. Он пополнялся белогвардейскими офицерами, кулачеством, реакционно настроенной верхушкой казачества. В марте 1918 года руководство корпуса обратилось в Совет Народных Комиссаров с просьбой пропустить чехословацкий корпус во Францию. Разрешение дали при условии, что будет сдано оружие. Но американский посол в России Фрэнсис в письме к сыну сообщал, что пытается «не допустить разоружения чешских солдат». Ту же работу вели посольства Англии, Франции и др. «Англо-французы делают теперь последние усилия, чтобы втянуть нас в войну. Они купили теперь за 15 миллионов — через генералов и офицеров — новых рабов — чехословаков, чтобы двинуть их на авантюру, — чехословацкий мятеж превратить в белогвардейско-помещичье движение», — писал В.И.Ленин. Чешские эшелоны растянули по железной дороге через всю страну. 14 мая в Челябинске прошло секретное совещание представителей английской и французской военных миссий, чехословацкого командования, подпольного белогвардейского главного штаба и представителей военного отдела Самарского комитета Учредительного собрания. Вооружённое выступление чешских легионеров началось с убийства военнопленного австрийца. В ночь на 27 мая 1918 года в Челябинске установилась белогвардейская власть.
В Миассе на выборах в Совет 28 апреля 1918 года большинство голосов получили большевики. Председателем Совета был избран рабочий Напилочного завода Свиридов Николай Петрович.
27 мая в 1 час дня раздался тревожный гудок напилочного завода. Стало известно, что чешский эшелон около 800 человек готовится захватить Златоуст. Рабочие, состоявшие в красногвардейских дружинах, собрались в штабе. Отряд направился на станцию Миасс. 30 мая Златоуст освободили от белочехов совместным ударом рабочие отряды, прибывшие из Миасса, Сатки, Юрюзани, Сима, Аши и Усть-Катава.
Миасская контрреволюция воспользовалась отсутствием отряда и 28 мая в Миассе тревожные гудки сообщили о прибытии на станцию Миасс белочехов. 29 мая в 7 часов вечера начались обыски и аресты в семьях красногвардейцев и рабочих напилочного завода. Белогвардейцы не смели Свиридова арестовать при народе. Он, как комиссар финансов, сдал деньги в банк и вернулся в исполком. Под звон набатного колокола в кабинет Николая Петровича ворвались. Он успел с балкона крикнуть: «Товарищи, спасайте революцию!» Через три дня его расстреляли у озера Ильмень. Ему было 22 года.
В 9 часов вечера 29 мая местная буржуазия под звон церковных колоколов и марш духового оркестра встречала роту чехословаков. 30 мая в доме Смирнова на собрании членов упразднённого советской властью земства возложили временное управление в Миассе на Земскую Управу. На сходе у Петропавловской церкви часть населения, которого не коснулись репрессии белогвардейцев, избрали 5 человек из местной буржуазии во временный исполнительный комитет. 31 мая в помещении клуба золотопромышленников решался вопрос о содержании чехословацких военных. Штаб и контрразведку разместили в доме Маклакова, остальные заняли магазин Стахеева.
1 июня миасская красноармейская рота, подкреплённая златоустовскими рабочими, возвращалась домой по Златоустовскому тракту. В районе горы Моховой их в засаде ожидали чехословаки и казачьи части из ближайших станиц. «В 12 часов дня открылась сильнейшая стрельба из пулемётов и ружей где-то у динамитного склада Виннера, за часовней, у татарского кладбища… Вскоре были услышаны пушечные выстрелы со стороны ст. Миасс», — так описывает события этого дня Кузнецов. Красногвардейцы самоотверженно сражались, несколько человек погибло, некоторые были взяты в плен, среди них 17-летний Федя Горелов. Местные жители, особенно мальчишки, бегали смотреть на бой, были свидетелями казни Феди Горелова и уборки трупов после боя. Часть красногвардейцев успела отступить в сторону станции Тургояк. В этот же день начались расстрелы арестованных в Миассе большевиков.
В ночь с 1-го на 2-е июня была предпринята попытка отбить Миасс от белогвардейцев. На станции раздавалась пулемётная и пушечная стрельба. Но красногвардейцы имели мало боевого опыта, были слабо вооружены, их попытка не имела успеха. Сохранились воспоминания Ивана Скрябинского (Искры), который был парламентёром в том бою. Двое молодых красногвардейцев и двое железнодорожников на дрезине добрались до расположения белогвардейцев. Перепитые казаки потребовали отдать парламентёров им на растерзание. Чешский командир их отпустил живыми, но ответа не дал. Обратно добирались пешком. В бою около железнодорожного моста через р. Миасс были большие потери с обеих сторон. Это была первая попытка восстановить советскую власть на утраченной территории.
4 июня в белогвардейском Миассе вышел первый номер газеты «Миасская новая жизнь».
Количество жителей составляло 35576 человек, не считая «значительное количество военных, размещённых в Миассе». Началось формирование 1-го добровольческого полка миасских горных стрелков. Для сбора денег на содержание военных устраивались спектакли, лотереи и т.п. 6 июня объявлена «вольная продажа» хлеба. Спекулянты начали скупать в казачьих станицах хлеб, цены стали расти. Купечество отказалось содержать школы и больницы, приём больных прекращён.
6 июля 1918 года приказом начальника гарнизона в Миассе введено военное положение. В августе Сибирское правительство Колчака объявило мобилизацию возрастов 1898-1899 годов рождения.
В середине августа началась эпидемия холеры. К концу месяца заболело 34 человека, 21 — умер, выздоровело — 4.
31 января 1919 года местная газета сменила название на «Миасская жизнь». В марте были отменены солдатские комитеты в местных и чехословацких войсках. Возмущённые солдаты решили послать делегацию в Екатеринбург к Гайде и в Омск. Красная армия стремительно наступала. Чехословацкие войска, избегая прямого столкновения с уже хорошо организованными красноармейскими частями, 25 апреля выехали в Челябинск. Следом, захватив по мере возможности своё имущество, поспешили многие из тех, кто торжествовал после свержения советской власти. Но в Миассе оставались ещё два пехотных полка генерала Каппеля с артиллерией и пулемётами. Они заняли оборону на склонах Чашковских и Ильменских гор. Прямой атакой было невозможно взять эти укрепления. Рабочие напилочного завода Н. Торбеев и С. Балдин случайно узнали расположение белогвардейцев. В ночь на 17 июля они провели 44-х красногвардейцев в тыл врага, каппелевцам не удалось уничтожить Миасс.
17 июля 1919 года в Миасс вступили части Красной Армии.
Калишева Н.П.