«Мира юношей день!»

В документах Златоустовского архива хранится документ за 1927 год, описывающий подготовку к проведению в Миассе праздника, аббревиатура которого давно уже забыта – МЮД. Хотя в своё время это был один из официальных государственных праздников, который ежегодно торжественно отмечали 6 сентября молодёжными митингами, парадами, демонстрациями, концертами, спортивными соревнованиями и театрализованными представлениями. Учитывая международную напряжённую обстановку его также называли «Днём боеготовности пролетарской молодёжи».

История праздника берёт своё начало в годы Первой мировой войны. Его ввели на молодёжной конференции в Берне в 1915 году с целью борьбы с милитаризмом и войной. Поскольку он был напрямую связан с идеей мировой революции и посвящался молодым трудящимся буржуазных стран, которые, по мнению советской молодёжи, тяжко страдали «под железной пятой капитала», МЮД пользовался в Советском Союзе огромной популярностью. Аббревиатурой этого праздника часто называли улицы, парки, клубы, стадионы, театры, кинотеатры (так, с 1930 года существовал кинотеатр «МЮД» в Свердловске), в Луганске имелась улица 21-го МЮДа. Кое-где, например, в Брянске, в Шахтах и в Лисичанске, улицы имени МЮД, как ни странно, сохранились до сих пор. А некоторые родители даже давали детям такие имена: мальчикам Мюд, а девочкам — Мюда, хотя, надо сказать, подобная практика имела место и ранее, вспомним – Октябрина, Ленина, Революция и другие «замечательные» имена.

Практически у каждого праздника МЮД в разные годы были свои актуальные лозунги, связанные с той или иной международной ситуацией. Второй МЮД в 1916 году вылился в грандиозную демонстрацию протеста против войны. В 1917 году МЮД присоединил к прежним своим лозунгам новый — поддержку русской революции. На этот раз в МЮД-е впервые принимала участие русская молодёжь. Четвёртый МЮД проходил в атмосфере всеобщего недовольства войной. Были выдвинуты лозунги: «Долой войну», «Мира, хлеба и свободы». Лозунги эти собрали на демонстрациях, кроме молодёжи, взрослых рабочих.

Пятый МЮД в 1919 г. проводился под лозунгами: «За разрушение старого буржуазного порядка, за переход политической власти к Советам рабочих и крестьянских депутатов, за Советскую Россию, за Коминтерн». Шестой МЮД был днём «вербовки» в коммунистические союзы молодёжи. В 1921 г. экономическое положение рабочего класса и молодёжи резко ухудшилось. Советскую Россию блокировали. И седьмой МЮД прошёл под лозунгами: «Против блокады Советской России», «Против раскола Интернационала молодёжи» и «За увеличение зарплаты».

В 1922 г. Коммунистический интернационал молодёжи (КИМ) продолжал борьбу за единство юношеского движения, и восьмой МЮД прошёл под лозунгом: «За созыв мирового конгресса рабочей молодёжи, против экономического угнетения молодых пролетариев, против милитаризации трудящейся молодёжи». В 1923 г. выступил на арену фашизм, который начал раскалывать организации молодёжи. В период проведения девятого МЮДа КИМ организовал демонстрации под лозунгами: «Долой фашизм и империалистические войны», «Да здравствует единый боевой фронт трудящихся всего мира». В 1924 г. буржуазия заговорила о пацифизме, о примирении, пытаясь таким путём отвлечь внимание масс от подготовки нового наступления против пролетариата и новых войн. С целью разоблачить этот маневр буржуазии, КИМ выдвинул в десятый МЮД следующие лозунги: «Рабочая молодёжь должна идти по стопам Ленина», «За освободительную войну под знаменем ленинизма», «Против угрозы войны с СССР», «Рабочая молодёжь помнит о войне».В 1925 г. развернулись революционные события в Китае, и китайская молодёжь впервые приняла участие в праздновании МЮДа. Поэтому на знаменах демонстрации одиннадцатого МЮДа появляются следующие лозунги: «За китайскую революцию», «Против империалистических войн».

В 1926 г. уже явно обнаружилось усиление противоречий между капиталистическими странами с одной стороны, и, между ними и СССР, с другой. И двенадцатый МЮД прошёл под лозунгами: «Против войны, за СССР, за китайскую революцию».

В 1926 году, уже признанный первым пролетарским поэтом Владимир Маяковский, написал стихотворение, которое так и называется: «Международный юношеский день». Начинается оно призывно:

До двадцатилетний люд,

выше знамена вздень:

сегодня праздник МЮД,

мира юношей день.

Это творение Маяковского цитировалось на протяжении многих лет. Ведь именно из него взята строчка, очень актуальная в советские времена: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым».

В 1927 году явно обозначилось стремление английского консервативного правительства организовать единый фронт против СССР и наступление против китайской революции. Эти новые моменты нашли своё отражение в лозунгах тринадцатого МЮДа, который прошел 4 сентября под руководством комсомола. В течение 13 лет международные юношеские дни являлись достойными выразителями чаяний борющегося мирового пролетариата. Так, с самого начала лозунги международных юношеских дней шли рука об руку с требованиями момента, соответствовали боевым устремлениям революционного пролетариата.

А вот что говорится в документе Златоустовского архива: «В нынешнем году центральным лозунгом МЮД является «Молодёжь всего мира на борьбу с угрозой войны. За прекращение хозяйничанья империалистов в Китае и развитие Китайской республики. За предотвращение войны с СССР. За оборону советской страны». Одновременно МЮД явится одним из звеньев подготовки к 10-летию Октября, одним из смотров достижения революции за 10 лет. ОкрОНО считает необходимым, чтобы все культурно-просветительские учреждения приняли в празднике деятельное участие».

Кроме того конкретизируется, как именно миасская молодёжь должна отметить этот праздник:

— Провести беседы  о МЮДе, через организацию книжных выставок, путём вывешивания лозунгов, плакатов в библиотеках, школах, избах-читальнях, клубах. Осветить перед широкими массами населения, в первую очередь молодёжи и детей, значение и характер праздника.

— Под руководством педагогов вывести 4-го сентября на демонстрацию организованные колонны школьников и всех детей, подготовив заранее лозунги, эмблемы, знамёна, фигуры, коллективную песню и другие активности.

— Для непосредственной связи и участия в праздновании выделить в РК ВЛКСМ своего представителя.

Такая схема проведения праздника была характерна для большинства городов СССР. После митингов устраивались демонстрации комсомольцев и пионерии, частей Красной Армии, физкультурников. Двигались агит-повозки с литературой и плакатами, а потом были массовые гулянья с играми и карнавалами, спортивные выступления и соревнования на стадионах. В процессе проведения этих мероприятий иногда проводился сбор пожертвований в пользу нуждающихся.

Тринадцатый МЮД совпал с некоторыми крупными историческими датами. За 20 лет до этого в Штутгарте (Германия) под руководством Карла Либкнехта началось международное объединение социалистических организаций молодёжи. Наиболее тяжёлые годы империалистической войны стали годами боевого крещения социалистической молодёжи. И потому борьба с военной опасностью, растущей с каждым днем, стала основным лозунгом тринадцатого МЮДа, рождённого, как сила противодействующая войне.

7 сентября 1930 г. состоялся шестнадцатый международный юношеский день. Праздник проводился во всех городах СССР. Вот как описывается в газете «Призыв» от 9 сентября 1930 года празднование  МЮД во Владимире: «Ещё не совсем стемнело в городе, а к клубу им. Рыкова со всех сторон потянулись в звездах факелов, с полотнищами суриковых знамен, с уродливыми карикатурами прогульщиков, бюрократов колонны демонстрантов. Шли школьники, пионеры, рабочие:

— Мы красное знамя труда… Шла под песни, под гулкую, особенно торжественную дробь барабанов рабочая молодёжь «Правды», «Пионера», «Железки».

— Да здравствует 16 МЮД!

— Долой аполитичность в комсомоле!

— За 100-процентное выполнение промфинплана…

Это лозунги, но вместе с тем это и очередные задачи, которые комсомол ставит на рабочую повестку дня.

— Ко дню 16 МЮД-а мы отремонтировали два паровоза силами молодёжи, — говорит парень от железки.

— Все силы на коллективизацию, на выполнение пятилетки СССР, — говорит в своем слове т. Антипов, представитель РК ВКП(б). В десятом часу вечера кончился митинг, посвящённый 16 МЮДу. Карнавал и митинг прошли под знаком бодрости и уверенности в деле выполнения взятых комсомолом обязательств».

4-7 сентября 1931 года с карнавалами, детскими демонстрациями, физкультурными праздниками и торжественными заседаниями партийных и комсомольских бюро отмечался семнадцатый МЮД.В том же году был основан совхоз им. 17 МЮД.

С 1916 по 1931 год МЮД праздновали в первое воскресенье сентября, а с 1932-го по предложению нескольких секций Коммунистического интернационала молодежи, выделили конкретную дату – 1 сентября.

В 1935 году перед двадцать первым днём МЮД Алексей Стаханов установил рекорд добычи угля, этот день позже стал днём шахтера.

Когда и почему дату сдвинули с 1 на 6 сентября, неизвестно, но Международный юношеский день вошёл в число значимых событий наряду с Днём физкультурника и Днём авиации. Однако в последние годы войны, по инициативе Сталина, значение праздника понизилось. Сталин, в частности, вычеркнул МЮД из числа праздников, к которым полагались выдавать фронтовые 100 грамм. Всё шло к тому, что Международный юношеский день перестанет быть таким же праздником, как, например, Международный день солидарности трудящихся или Международный женский день. В сентябре победного 1945-го его отметили в последний раз.

В 1945 году в Лондоне была основана Всемирная федерация демократической молодёжи, день создания которой — 10 ноября, стал с 1946 года ежегодно отмечаться как Всемирный день молодёжи.

Алла Овчинникова, гл. специалист Миасского краеведческого музея

МБУ «Архив Златоустовского городского округа». Ф. Р-125. Оп. 1 Д. 367. Л 34. Протокол межведомственной оздоровительной комиссии при Злат. Окрбюро от 27 июня 1927 г.

Открытые источники в интернете:

https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43799505650/MYUD-prazdnik-rannego-SSSR

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/p/37-1-0-6034

https://www.xfile.ru/x-files/ussr/byl_takoy_prazdnik/