Гипноз, левитация и другие «развлечения» жителей Миасса 100 лет назад

Несмотря на то, что в начале XX века культурная и духовная жизнь миасцев была достаточно разнообразной: действовали несколько клубов, проводились музыкальные вечера, литературно-духовные концерты, спектакли, работали библиотеки, электро-театры, появился кинематограф – некоторые жители имели интерес к сверхъестественному и необъяснимому, устраивали сеансы гипноза, эксперименты и опыты по материализации, телепатии, ясновидению, месмеризму.

В фондах краеведческого музея хранятся воспоминания сотрудника Ильменского заповедника Антона Антоновича Скаруцкого. В них есть подробное описание эзотерических встреч, кроме этого Антон Антонович составил Духовные характеристики пяти человек, которые бывали на этих встречах: Щербакова Ильи Степановича (механика-полиграфиста), Засыпкина Николая Григорьевича (бухгалтера-производственника), Подрядова Александра Васильевича (рабочего напилочного завода), Михайлова Виталия Николаевича (инженера-технолога) и Епифанова Кузьмы Дмитриевича (лесничего Миасского Горнозаводского лесничества).

Духовные характеристики (фото из фондов Миасского краеведческого музея)

Щербаков Илья Степанович работал механиком-полиграфистом. Получил первое своё «посвящение» через закройщика-гипнотизёра по фамилии Голлых, у которого была книга «Курс развития скрытых душевных сил человека» Сар Диноила.

Щербаков обладал прирождённой способностью к философским исследованиям, позднее обнаружил в себе способности к гипнозу, месмеризму, видел сознательные и самоконтролируемые сны.

По словам Скаруцкого, его большой удачей была жена Мария, которая обладала незаурядными способностями медиума, благодаря чему у нее было много парапсихологических феноменов: видение в полной темноте, сквозь непрозрачные преграды, излечение нервных припадков, феномены «левитации, материализации астрала», ясновидение в пространстве, телепатия.  

В результате неоднократных усыплений у Марии Яковлевны (жены Ильи Степановича) установилась связь с астралом человека назвавшего себя Сергеем. С вполне понятным скептицизмом Илья Степанович заявил, что он не может слепо верить тому, что Сергей реальная сущность, а не плод воображения жены.

Разговор вёлся через медиума. Пусть Сергей докажет, что он существует на самом деле. Для этого пусть один, указанный цветок белой герани сделается красным. Сергей согласился. Из излишней предосторожности перед сном цветок накрыли стеклянной банкой. Утром супруги были страшно поражены, – один цветок действительно стал красным. Вторым доказательством реальности Сергея стал полёт ребенка. Мария прибирала по дому, а полугодовалую крошку Нину посадила на русскую печь. Зазевавшись, она не успела подойти и подхватить ребёнка, который дополз до края печи и сорвался с неё. Ужас тут сменился удивлением, когда Ниночка вместо того, чтобы шмякнуться вниз, – плавно пролетела через всю кухню и радостно смеясь, опустилась на пол. На Марию навалилась такая слабость, что она не могла двигаться. Усыпив Марию, Илья спросил, что это всё значит? Сергей сказал, что окраски цветка оказалось мало, чтобы у Ильи появилось доверие, так вот он дал доказательство нагляднее. А на вопрос о внезапной слабости Марии ответил, что без медиумического займа эфирного тела Марии он не смог бы произвести такой физический феномен.

В доме Щербаковых также проводились опыты материализации Сергея перед всей компанией эзотериков. В одной из комнат был вывешен большой чёрный экран из материи. После нескольких минут ожидания, все увидели, как на черном фоне экрана начали вспыхивать голубовато-зеленоватые звездочки, потом вспышки стали более интенсивными в виде больших, до полуметра, пятен лунного света, которые в разных местах экрана то вспыхивали, то гасли. Внезапно домашняя собачка Понка вдруг, вся ощетинившись, стала рычать, пятиться из этой комнаты в кухню с повизгиванием и там начала громко лаять.

Особенно хорошо Марии удавалось находить разные пропажи. Однажды у соседей не вернулась с пастбища коза. Усыпив Марию, Илья Степанович отправил её на поиски. Она описала местность, назвала деревню Камбулат, описала облик дома и даже назвала фамилию вора. Действительно коза оказалась именно там.

Будучи чахоточной с молодости, Мария весной 1924 года доживала свои последние дни. Сергей пообещал Илье исцелить её в летаргическом сне. Мария проспала сутки. Явившись здоровой в Тубдиспансер, она изрядно переполошила эскулапов, которые её уже похоронили. Поправившись, Мария родила шестеро детей. Умерла скоропостижно от осложнений после гриппа в возрасте 78 лет. Несмотря на возраст, не имела она ни одного седого волоса.

Засыпкин Николай Григорьевич до пожилых лет был членом добровольной пожарной дружины. В экстазе борьбы с огненной стихией он не раз подвергал себя смертельной опасности: то на него обрушивались горящие брёвна, то он сам проваливался вместе с крышей горящего здания.

У Николая Григорьевича часто при эзотерических встречах проявлялась способность видеть световые излучения тела и ауру. Также он мог видеть, что делается вдалеке. Однажды его жена Зоя уехала к родителям в Уфу. Когда она вернётся, он не знал. Антон Антонович с ним гулял в лесу и вдруг Николай говорит, пора ехать на станцию, приедет Зоя. И точно, к удивлению жены, он её встретил вечерним поездом.

Епифанов Кузьма Дмитриевич

Епифанов Кузьма Дмитриевич – лесничий. Познакомился Скаруцкий с ним в 1931 году в Заповеднике. Узнав о его многолетних философских исканиях, Антон Антонович решил познакомить его с учением индийских йогов. Много лет спустя Кузьма Дмитриевич признался, что в этой философии, наконец, нашел то, что искал всю жизнь. Обладал Епифанов следующими способностями: интуицией, силой внушения, сознательными и вещими снами, видением и ясновидением, телепатическими мыслеобразами, имел астральные выходы. Но самое главное, он имел универсальные прикладные способности. Мог сделать сам решительно всё: и как плотник, и как столяр, каменщик, печник, сапожник, портной, часовщик, фотограф, лекарь, агроном, лесовод, юрист и даже как общественный деятель, причём всё перечисленное знал в совершенстве.

С Михайловым Виталием Николаевичем Скаруцкий проводил опыты с приборами. В книге доктора Дюрвилля «Призрак живых» они вычитали о способах фиксирования излучений человеческого организма. Соорудили «Биометр Барадюка». Это была стрелка из красной меди подвешенная внутри стеклянного колпака, под ней помещалась катушка от телефонного аппарата, а на ней бумажная шкала, разбитая на градусные деления. Весь прибор располагался на изоляционной подставке, и стрелка ориентировалась на нуле шкалы. Если поднести к колпаку правую руку стрелка неизменно отклонялась влево на два градуса, с левой рукой – на один градус. Однажды Виталию Николаевичу на заводе сильно придавили левую руку, и когда он поднёс больную руку к прибору – стрелка резко переместилась на семь градусов.

Антон Антонович описал в своих воспоминаниях множество разных невероятных историй, происходивших как с ним, так и с его друзьями. Остаётся только догадываться, было ли это на самом деле.

Дарья Баннова, главный научный сотрудник Миасского краеведческого музея