Земельный вопрос детских учреждений города Миасса

После освобождения Миасса от белогвардейцев перед руководством в первую очередь стояли вопросы о восстановлении разрушенного хозяйства и преодоления страшного голода. Зажиточное население не желало делиться своими запасами, силовые методы изъятия провизии приводили к жестокому сопротивлению и жертвам. Особенно от голода страдали дети — воспитанники детских домов и учащиеся. Миасский отдел народного образования поставил целью обеспечить детские учреждения огородами, чтобы своими силами под руководством преподавателей школьники занимались выращиванием овощей и зелени для питания. На тот момент это никак не считалось эксплуатацией детского труда, так как большинство миасских семей жило за счёт огородничества и все члены семьи выполняли посильную работу. К тому же, физические занятия на природе сплачивали коллектив, вселяли веру в свои силы и в какой-то мере способствовали образовательному процессу.

Согласно списка, представленного в Земельный отдел г. Миасса в марте 1921 года, в городе было 12 школ, при некоторых из них уже имелись земельные участки:

1) ремесленное училище (в Пензии) — огород 8 квадр. сажень;

2) школа в доме Поносова по Златоустовской ул. — огород 180 квадр. сажень;

3) 1-я школа II ст. в здании бывшей гимназии и городского училища (бывшего Высш. Нач. учил.) по Волостной ул. — всей площади под двумя огородами 298 квад. саж.

Все остальные городские школы своих огородов не имели:

4) школа I ст. на «болоте»;

5) школа на Кундравинской ул. в доме Подрядова и Казанцева;

6) школа на Кладбищенской ул. в доме Иванова;

7) школа на Ремесленной площади;

8) бывшая церковно-приходская школа по Волостной ул. против мечети;

9) школа на Александровской площади;

10) бывшая женская церковно- приходская школа по Кладбищенской улице;

11) школа в доме Печенкина по Береговой ул.;

12) мусульманская школа в доме Султанбекова (Почтовый переулок) и в доме Адагалова (или Адогамова) по Береговой ул. (вероятно, раздельно обучались мальчики и девочки).

Отведение участков было поручено землемеру Челябинского Губземотдела Солодкову. Должность эта была в большом почёте, Статья 9 инструкции по применению положения о социалистическом землеустройстве возлагала на стороны, заинтересованные в производстве землемерных работ, обязанность безвозмездно предоставлять «на местах производства работ: а) удобные для жилья и занятия помещения землемерам с отоплением, освещением и необходимою обстановкою; б) подводы для переездов землемеров при работах, и для перевозки инструментов, в) рабочих пеших и конных, с необходимыми орудиями и г) материалы для работ и изготовления граничных знаков». Тов. Солодков предположил, что вся работа по делу отвода земли школам может быть исполнена одним землемером в 16 дней. Предполагаемые участки земли расположены в 5 верстах от гор. Миасса.

Коллегией Миасского У.З.О. в заседании 17 марта 1921 г. постановило включить дело в план работ по подготовке на летний период 1921 г. Тов. Солодков приступил к подготовке дела в декабре 1921 г., но из-за отсутствия Зав. Миасским Укомотделом т. Тайницкого, располагавшего сведениями о свободных площадях, пришлось приостановить дело. «По приезде т. Тайницкого мною возобновлена подготовка: составлен акт о согласии т. Тайницкого на предоставление школам участков земли (2-х участков), преднамеченных мною совместно с Завед. Усоцвосом Миасского У.О.Н.О. т. Мали; участки эти я с своей стороны, нахожу возможным предоставить в постоянное пользование школам г. Миасса; что-же касается того, что эти участки расположены в 2-х местах (противоположных), то к этому прибегнуть вынудило само расположение города, как-бы разделённого прудом на 2 части». В том же акте землемер сообщает более подробно о расположении участков и прилагает схемы. «Водою описываемые участки обеспечены: уч-к №1 протекающею рекою Миасс, и № 2-й – Миасским прудом. Путями сообщения они также обеспечены пролегающими вдоль участков дорогами: в № 1 – на ст. Тургояк и в № 2 – из ст. Кундравинской в гор. Миасс. Участок № 1 – представляет из себя низкую /местность/ вполне пригодную в особенности под огород ввиду близости воды для поливки; в некоторых местах здесь имеются сенокосы и пашни граждан г. Миасса, которым взамен описываемых угодий Укомотдел предоставит в другом месте; остальная часть участка № 1 а также – весь участок № 2 заключает в себе выгон, каковой обработать под огород вполне возможно, опять повторю, ввиду близости воды для поливки огорода.»

13 февраля 1922 года представители Детских учреждений гор. Миасса (школ и детских домов) и представитель У.О.Н.О. Мали совместно с представителем Челяб. Губземотдела землемером Солодковым ознакомились с делами об отводе земельных участков школам гор. Миасса.  «Зам. Горкомхозом тов. Тайницким дано согласие на отвод участков в 100 десятин за переездом жел. дороги по правую сторону полотна, и вдоль Тургоякской дороги вплоть до р. Миасса — Миасского железнодорожного моста с правом использования всей свободной, входящей в указанный участок земли.  Занятые частными лицами и подготовленные к посеву площади в территории указанного участка должны быть освобождены по их использованию, т.е. осенью 1922 года. Второй участок в 50 десятин расположен по дороге к Чёрной речке по правую сторону пруда за Четвёртым мостиком по Логу от Филлиповского динамитного склада с условием оставления по обе стороны дороги места для прогона скота.» Смежные с отведёнными школам г. Миасса участки земли принадлежали Миасскому коммунальному хозяйству и Миасскому народному Лесничеству, канцелярии которых на тот момент находились в г. Миассе.

Следует отметить, что в 1922 году сведения об учебных заведениях и детских домах г. Миасса отличаются от приведённых за 1921 год. Зав учреждением У.О.Н.О. Мали указывал в перечне, что всего 11 школ и 6 детских домов насчитываются только на «этой стороне»: №№ 1, 2, 3, 6, 9, 11, 12, мусульманская, Заводская, Станционная, Торфяник и Детские дома: №№ 1, 4, 5, 8, 10, Дом Губсоюза. «За прудом» числятся 7 школ и 1 Детский дом: школы №№4, 5, 6, 8, 10, Ремесленная школа, Политехникум и Детский дом № 3.

Учитывая изменения в территориально- административном делении, происходившие в течение ста лет, нелишним будет привести сведения о школах Миасского района на 16 августа 1920 года, возможно, неполные, так как в списке перечислены только сельские школы, нуждающиеся в земельных участках:

1. Уйский район:

1) Уйская шк. II  ступени, 2) Уйская I шк.  I ст., 3) II шк. I ступени, 4)Беловская, 5)Глазуновская 6) Косогорская, 7) Масловская, 8) Воронинская, 9) Фоминская, 10) Вандышевская,11) При/…/нниковская12) Верхне-Устелемовская, 13) Нижне-Устелемовская, 14) Пичугинская, 15) Замотохинская, 16) /В/ыдринская , 17) Кочневская, 18/ Кулахтинская.

2. Кундравинский район:

1) Кундравинская шк. II  ступени, 2) Кундр. I шк. I ступени, 3) Кундр. II шк. I ступ., 4) Филимоновская, 5) Устиновская, 6) Черновская, 7) Болотовская, 8) Темировская, 9) Уштаганская, 10) Кряжановская, 11) Сарафановская, 12) Ступинская, 13) Ключевская.

3. Верне-Увельский район /Приписка чернилами Варламовский/:

1) Верхнеувельская I шк., 2) Верхнеувельская I I шк. , 3) Верхнеувельская III шк., 4) Шабунинская, 5) Поповская русская. 6) Поповская мусульманская, 7) Колотов/ки/нская, 8) Ко/с/отурская, 9) Кукушинская, 10) Большаковская, 11/)Верхнеувельский приют.

4. Тургоякский район:

1) Тургоякская  I школа , 2) II школа, 3) III школа, 4) Ново-Тагильская, 5) Ново-Андреевская, 6) Куштумская.

5. Травниковский район:

1) Травниковская шк. I ст., 2) II ступени, 3) Щаплинская, 4) Барсуковская, 5) Москайская, 6) Запиваловская, 7) /…/амбулатовская, 8) Чебаркульская. /Карандашом приписка: «Нет Мельниковской, Малковский, Пустозёрский, Барановский», т.е. следует их тоже иметь в виду/.

6. Сыростанский район:

1) Сыростанская I школа, 2) II школа, 3) Верхне-Карасинскоя, 4) Нижнекарасинская, 5) Непряхинская

7. Кирибинский район:

1) Кирибинская школа I ступени.

Подотдел дошкольный Уотнародообраза в переписке с п/от. Земельно-жилищным горкомхозом от 22/III – 21 г. обсуждал вопрос об отводе сада для организации детских площадок. К сожалению, из обнаруженных архивных документов итог решения этого вопроса неизвестен.

Калишева Н.П.