Одна из лучших Снегурочек

Загадочная и несравненная Галина Петровна Шульгина более двадцати пяти лет была солисткой Свердловского государственного театра оперы и балета имени А.В. Луначарского. А родилась она в городе Миассе. После школы уехала учиться в Магнитогорское музыкальное училище, где её со второго курса направили в Свердловскую консерваторию. Семь лет учёбы дали молодой певице путёвку на большую сцену Свердловского театра оперы и балета. Первый шаг на эту сцену она сделала ещё в студенческие годы: в опере Д. Верди «Риголетто» ей доверили маленькую партию Пажа. А когда она училась на четвёртом курсе, сыграла главную роль в постановке «Снегурочка», которую Свердловский театр оперы и балета посвятил 125-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова.

В газетах писали: «Перерождение Снегурочки, превращение её из холодной дочери Мороза в любящую земную девушку ярче всего удалось студентке Уральской консерватории Галине Шульгиной. Её Снегурочка выходит из ряда привычных оперных работ. У Шульгиной чистый, звонкий голос, словно прозрачный, твёрдый, как льдинка. Это так идёт Снегурочке. Тонкие черты лица, хрупкая фигурка. Но главное – как она играет! Каждая интонация, жест, движение у неё верны и естественны. Ей просто невозможно не верить…».

Весёлая, жизнерадостная Галина часто выступала в родном Миассе. Её нередко приглашали на концерты в городской Дом культуры в конце пятидесятых годов.

«Моей первой наставницей была учительница школы №1 Валентина Фёдоровна Васильева. Она сразу привила мне вкус к классической музыке, – рассказывала артистка – «Жаворонок» и «Я помню чудное мгновенье» – М. Глинки, а также образ первой учительницы на всю жизнь оставили глубокий след в моей душе. Много добрых воспоминаний осталось у меня и о дальнейших руководителях – Владимире Павловиче Щудляке и Павле Качеве, Леониде Сергеевиче Шандыбе».

С особым интересом и тщательностью работала Галина Петровна над воплощением советского репертуара – пела в «Русской женщине» К. Молчанова, «Юкки» А. Спадавеккия. Говорили, что молодая актриса обладала очень важным достоинством – сценичностью, артистизмом, много лет работала над совершенствованием вокального мастерства.

Часто Галина Шульгина участвовала в благотворительных концертах. Так в санатории «Усть-Качка» в 1983 году состоялся её сольный концерт, весь сбор которого пошёл в Фонд мира.

Солисткой театра оперы и балета артистка была с 1967 по 1993 год, потом сменила место работы – перешла в Филармонию. 

Шульгина исполняла разные партии: Паж («Риголетто»), Фраскита («Кармен»), Сенная девушка («Царская невеста»), Тибо и Голос с неба («Дон Карлос»), Прилепа («Пиковая дама»), Ксения («Борис Годунов»), Половецкая девушка («Князь Игорь»), Котёнок («Кошкин дом»), Чепрано («Риголетто»), Жрица («Аида»), Снегурочка («Снегурочка»), Шида («Юкки»), Почтальонша («Русская женщина»), Оскар («Бал-маскарад»), Ольга («Русалка»), Курица («Кошкин дом»), Адина («Любовный напиток»), Марфа («Царская невеста»), Панночка («Майская ночь»), Эмма («Хованщина»), Дуняша («Русская женщина»), Джильда («Риголетто»), Кошка («Кошкин дом»), Зденка («Арабелла»), Алёнушка («Ай да Балда»), Ёлкина («Зори здесь тихие»), Мюзетта («Богема»), Девушка («В бурю»), Баба («Пётр Первый»), Чертёнок и Зайчик («Ай да Балда»), Серпина («Служанка-госпожа»), Курица («Кошкин дом»), Вокализ («Сила судьбы»), Попёнок («Ай да Балда»), Аннина («Травиата»), Клара («Порги и Бесс»), Герда («Снежная королева»), Маргалита («Чудаки»), Донна Анна, Мэри и Дама (все три партии из оперы «Пророк»), Пирующая («Пророк»), Анастасия («Пётр Первый»), Повариха («Сказка о царе Салтане»), Каролина («Тайный брак»), Аксинья и Каторжница («Катерина Измайлова»), Лола («Сельская честь»).

Летом 1973 года театр был на гастролях в Иркутске. Свердловчане привезли новые постановки замечательного итальянского композитора Джузеппе Верди «Риголетто», «Травиата», «Аида». Газета «Восточно-Сибирская Правда» опубликовала большую статью, в которой нашлось место и для нашей землячки: «Вокальная сторона образа Джильды в исполнении Галины Шульгиной безупречна, пленительное высокое лирико-колоратурное сопрано звучит ровно во всех регистрах и естественно, и целомудренно передает полётность, воздушность вердиевской мелодии».

Журналисты писали, что сценическое дарование Галины Шульгиной ярко, индивидуально.

«В Свердловском театре оперы и балета премьера – Г. Доницетти «Любовный напиток». Исполнительницы Г. Шульгина и Н. Паздникова привлекают молодостью, обе прелестно выглядят, обе на сцене – само кокетство, лукавство, озорство. Что касается вокальной стороны образа, то Галина просто очаровала слушателей своим пением. Она с лёгкостью преодолевает трудности колоратурной партии. Радует тембр её голоса серебристо-светлый, тёплый. Свою роль она ведёт непосредственно и вдохновенно».

«Слушаешь тёплый, трепетный голос солистки театра оперы и балета Галины Шульгиной, так красиво и бережно под прозрачные, точно тающие в воздухе аккорды лютни Эдуарда Шафранского исполняющей «Аве Марию» Каччини, невольно переносишься мысленно в далекую и прекрасную эпоху Возрождения», – сказал после одного из концертов профессор Уральской государственной консерватории Н.А. Шварц.

 

Дарья Баннова, главный научный сотрудник

Городского краеведческого музея

Источники:

  1. На большой сцене – земляки // Миасский рабочий. – 14.09.1969.
  2. Когда ждёшь многого // Уральский рабочий. – 09.04.1969.
  3. Сегодня дебют // Уральский рабочий. – 19.04.1972.
  4. Одна из лучших Снегурочек // Театральная жизнь. – 1969. – №16.
  5. Эликсир веселья // Вечерний Свердловск. – 10.02.1972.
  6. Вся периодика мира. Через страдания – к радости // Восточно-Сибирская Правда. – 24.07.1973 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. //http://magzdb.org/j/3817
  7. Дневник культурной жизни // Вечерний Свердловск. – 1974.
  8. Звуков старинных живое искусство // Вечерний Свердловск. – 05.01.1981.
  9. Фотографии из архива краеведа В. Морозова.
  10. В Фонд мира // Вечерний Свердловск. – 01.06.1983.
  11. Фотографии и выписка с перечнем исполненных партий из архива Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.