Почтовая служба в Миассе до революции

Слово «почта» произошло от латинского posita – остановка, станция (для смены лошадей). Для пересылки письменных сообщений с регламентированным распорядком работы, в России уже в XIII веке была организована специальная служба – ямская гоньба. Слово «ям» происходит от татарского «дзям» – дорога, а «ямщик» от «ям-чи» – проводник.  

Ямская гоньба – занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции. В XVI веке для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ, переименованный в 1723 году в Ямскую канцелярию. [2] Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40-50 вёрст друг от друга. На каждом дворе находилось по 2 ямщика, которым казна доверяла по тройке лошадей. Именно «тройка» оказалась самой маневренной и быстрой: три лошади легче тянули почтовый фургон, чем две, а управлялись они куда легче четверки. Тогда же в качестве спецсигнала для почтовой упряжки стали использовать поддужный колокольчик, который стал надежным и простым средством оповещения о приближении курьерских и ямских троек, чтобы смотритель успевал вовремя готовить смену уставшим лошадям. В сухую ясную погоду поддужные колокольцы были слышны за 5 верст! Сенатом был издан указ, запрещающий использовать в упряжке колокольчики всем лицам, не имеющим отношение к почте. Ко времени образования Миасского завода ямская гоньба была уже отлаженным способом почтовых сообщений. С учреждением в 1782 году Почтового департамента ямские дворы стали называться почтовыми станциями. [2] Но ямская езда и регулярная почта еще долго сосуществовали друг с другом.

Приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы-нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одного предписания или одного письма. В Оренбургской губернии такая почта, как – частные письма, важные известия, торговые соглашения, доставлялись конными курьерами из казачества. В 1798 году было принято решение об организации почтовых дворов в населенных пунктах, на расстоянии 20-30 верст друг от друга. Так, наряду с ямской гоньбой, удовлетворявшей потребности административного аппарата, создаются почтовые учреждения для нужд частных лиц. В Миассе, на левом берегу пруда, в начале переулка, который был назван – Почтовым (сейчас – ул. Малышева), была построена почтовая станция и теплые конюшни для ямских лошадей, организована фельдъегерская служба. Лошади на станции содержались станционными смотрителями.

Вскоре была введена почтовая общественная повинность. Жителям предстояло самим отправляться на службу, либо нанимать кого-то и посылать на почтовый стан вместе с лошадью. Существовал подушный налог на содержание почты в размере 20 копеек «с души мужского роду». Эти деньги шли на ремонт станционного здания, покупку лошадей и корма для них. Местные власти должны были содержать в порядке не только станции, но и дороги, и мосты, для бесперебойной работы почты.

На почтовом дворе корреспонденция не только оформлялась, но и сортировалась по направлениям. Все почтари имели хороший почерк, умели обращаться с конской упряжью и носили соответствовавшие чинам камзолы и треугольные шляпы. Во II пол. XIX века был разработан «Проект о заведении почтовых станов и о должности содержателей». В «Проекте..» указывалось: «При всяком почтовом стану содержать:

  1. По 25 добрых и к почтовой езде годных лошадей;
  2. По 10 человек почтальонов способных к той должности, а не малолетних;
  3. По одной крепко сделанной фуре для ординарной еженедельной почты и проезжающих;
  4. По 10 роспусков с кибитками с окованными колесами;
  5. По 6 хороших седел;
  6. Чемоданы и переметные сумы кожаные;
  7. Почтовую ливрею на 10 человек;
  8. Хомуты, узду и прочую кожаную упряжку, крепкую и надежную.

И все сие осматривать по 2 раза в год осенью и весною, кому приказано будет». [6]

Почтовые станции откупались желающими на срок не менее 15 лет. Содержателем станции могло быть лицо любого звания. Во избежание задержки почты содержателю предписывалось иметь на станции 6 запряженных лошадей и 2 почтальона, готовых к немедленному отъезду. Запрещалось задерживать курьеров и чемоданы с почтой более чем на 10 минут. Летом и зимой курьеров возили со скоростью 12 верст в час, осенью и весной – 11 верст в час. Ямщики освобождались от налогов и получали по тем временам большое жалование – 20 руб. в год и по 5 руб. на каждого члена семьи. Ямщикам полагалась в пользование пахотная земля, сенокосные угодья и лес.

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Поэтому, к основанию Миасского завода уже в 1756 году были учреждены почтовые тракты – от Оренбурга до Уфы, от Екатеринбурга до Перми, от Челябы до Златоуста. После 1802 года от Миасского завода были проложены новые ветки – до Верхнеуральска, Челябинска и Троицка, позволяющие охватывать большее количество населенных пунктов. [4] С 1781 года, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги, и была введена услуга доставки корреспонденции почтальонами. В 1843 году был введен единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции. До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее, после появления почтовых марок, корреспонденцию принимали через почтовые ящики.

Тайну письма охранял конверт. Первым бумажным конвертом по совместительству было само письмо: его складывали в несколько раз, снаружи писали адрес, а место, а где край листа позволял развернуть письмо, запечатывали сургучом. Прочесть письмо можно было, только сломав сургучную печать. Отсюда выражение: «распечатать конверт». Охраняя тайну, сургуч одновременно объяснял, какого рода сведения содержаться в письме. Так, красный сургуч употреблялся для деловых писем, серый использовался в дружеской переписке, шоколадный – служил для приглашения на банкеты, и на званые обеды, а черный печатался на сообщениях о похоронах. [1]

В начале XVIII века почтовым ведомством вводятся почтовые печати, тогда же на конверты начинают ставить штемпеля, оттискиваемые специальной краской на каждом отдельном письме. В предписаниях почтовой службе указывалось: «Ввести штемпель, который будет накладываться на каждое письмо, обозначая день и месяц, когда письмо поступило на почту, чтобы чиновники не могли задерживать писем». В домарочный период штемпеля выполняли две основные функции: они являлись знаком почтовой оплаты и контрольной отметкой сроков доставки почты, так как с их помощью фиксировалось место и время прохождения письма. Со временем, когда функцию знака оплаты стали выполнять почтовые марки, почтовые штемпели начали использоваться для их гашения. После появления почтовых марок, объем почтовой переписки значительно увеличился, и стало ясно, что применение нескольких видов штемпелей затрудняет работу почты, поэтому в 1860 году в России были введены календарные штемпеля единого образца. [1]

С 1837 года почтовые отправления стали перевозить по железной дороге. Почтовое ведомство принимало к пересылке: открытые и закрытые письма (пакеты); посылки, ценные пакеты и узлы. По движению поездов можно было сверять часы, и так же четко была согласована отправка почты. В 1852 году началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских и были престижнее. Для сбора железнодорожной почты повесили специальные ящики, выкрашенные в красный цвет.

В 1860 году Миасская почтовая станция преобразовывается в почтово-телеграфную контору. Несмотря на громкое название до отказа от услуг ямщиков было еще очень далеко: при конторе среди дворовых построек находились вместительные рубленые конюшни с помещениями для кормов, и двухэтажные хозяйственные постройки для хранения саней, колесных кибиток и прочего ямщицкого припаса (сумки, мешки и т. д.). В это время частная пересылка уже преобладала над государственной. Начала формироваться профессиональная группа собственно почтовых служащих. С ростом промышленности и сети железных дорог, происходило развитие телеграфной связи, для обслуживания которой требовались технически подготовленные кадры. Классы должностей по почтово-телеграфному ведомству определялись временным расписанием и штатом. Работавшие делились: на чиновников 11 разрядов, и низших служащих (телеграфистов, рассыльных, почтальонов). Чины техническо-телеграфного надзора носили наименование механиков и надсмотрщиков.

Внутренний уклад службы был строго регламентирован. Служащие были в основном выходцами из мелкобуржуазной среды, их общеобразовательный уровень чаще всего ограничивался горным училищем. Продвижение по служебной лестнице было затруднено: для получения годового жалования в 400 руб. был необходим стаж в 15-18 лет. Всем служащим в почтово-телеграфной конторе на классных и не классных должностях предоставлялось, независимо от присвоенного им оклада содержания, право на квартирное довольствие. [6]

Стремительное развитие почтовой системы требовало введение единого способа оплаты, и именно тогда была изобретена почтовая марка, которая по способу крепления на конверт могла быть использована только один раз и гасилась сначала пером (простым перечеркиванием), а позже – при помощи штемпеля. Первая почтовая марка России поступила в продажу в декабре 1857 и была допущена в обращение на территории Европейской России с 1 января 1858. Самые первые российские марки были без зубцов и разделялись при помощи ножниц, но уже в том же, в 1858 году, в обращение поступили марки в 10, 20 и 30 копеек с мелкими зубцами. [5] Сюжеты рисунков дореволюционных русских марок, как правило, не менялись: на них изображался герб Российской империи или царствующие особы.

Во II пол. XIX века на улицах Миасса устанавливаются почтовые ящики. Синего цвета, сделанные из дюймовых досок и обшитые железом, ящики были неудобны в использовании и легко взламывались, что было настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы упростить себе работу, связисты укрепляли на стенах двойные ящики. При очистке корреспонденции внутренний ящик заменялся пустым, а ящик с письмами, не вскрывая, доставляли на почту. И лишь в 1910 году конструктором П.Н. Шабаровым был разработан железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей.

С начала ХХ века при Миасской почтово-телеграфной конторе для населения стала работать государственная сберегательная касса. [3] Касса принимала вклады в суммах не свыше 300 рублей от единоличных вкладчиков и не свыше 5000 рублей от обществ и учреждений. На вклады выдавалась сберегательная книжка, и каждый взнос фиксировался посредством наклеивания в книжку контрольных марок на всю сумму взноса: или же – записью от руки с приложением почтового штемпеля и подписей двух чинов кассы. В разные сроки или за единовременный взнос кассы  производили страхование доходов и капиталов.

Конверты, марки, почтовые ящики – все это значительно упростило пользование услугами почтовой связи и способствовало росту почтового обмена. В понятие почтовой корреспонденции входит не одна переписка в тесном смысле, но и печатные произведения, деньги, ценные бумаги и вещи, образчики товаров и все прочее, о чем желает быть осведомлен житель цивилизованной страны и о чем он сам желает дать сведения.

Миассцы выписывали самые разнообразные газеты и журналы для взрослых и детей: «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Странник», «Свет», «Русская старина», «Исторический Вестник», «Жаворонок», «Дружеские речи», «Нива», «Родина», «Путеводный огонек», «Известия народного образования», «Парижские моды» и многое другое! Одна семья могла выписывать несколько изданий.

При почтовой конторе продавались писчая бумага, конверты, марки и почтовые карточки. Особой популярностью у жителей Миасского завода пользовались видовые открытки с фотографиями местностей Оренбургской губернии и Урала. Принимали к почтовому отправлению и художественные фотопортреты местных жителей, наложенные фотографами на почтовые карточки.

В начале прошлого века с развитием экономики страны росло число писем, газет, посылок, телеграмм и т. д., а вместе с ними и доходы царской казны, поступавшие от почтово-телеграфного ведомства. В то же время штаты предприятий связи оставались почти без изменений, а рабочий день фактически продолжался 12-16 часов. Связисты работали в будни и праздники, отпусков им не полагалось, охраны труда не существовало. В отношениях администрации с работниками царил произвол: подчиненных заставляли работать сверхурочно, штрафовали за малейшие упущения, увольняли со службы. Почтово-телеграфные служащие не имели права быть членами профсоюзов и политических партий, при приеме на работу они давали об этом подписку, а также представляли полицейское свидетельство о благонадежности. Регулировалась даже личная жизнь работников. Так, на вступление в брак требовалось получить разрешение администратора. Женщины могли выходить замуж только за связистов, иначе увольнялись. Это делалось с расчетом, что муж заменит жену в случае болезни или на время родов. Кроме того, женщины были лишены права занимать какие-либо административные должности. Получить пенсию для служащего почтово-телеграфного ведомства было делом безнадежным – средняя продолжительность жизни связистов составляла 50 лет. [6]

И все же, почтари работали, оставаясь связующим звеном между родными, друзьями, официальными ведомствами и организациями, большими и малыми населенными пунктами, последовательно переходя в новое, уже советское время.

 

Литература и источники:

  1. Арлазоров, М. С. Вам письмо! Из истории мировой почты. – М.: «Советская Россия», 1966.
  2. Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Т. 15: Пенька – Пуль. – СПб: Т-во «Просвещение», 1896, с. 537.
  3. Книжка № 1637 почтово – телеграфной Государственной сберкассы Миасского завода, А. А. Мозговой. МКМ ОФ 9328, ДК 3390.
  4. О проложении новых путей сообщения между Миасским заводом, Верхнеуральским, Троицком и Челябой. ГАСО, ф. II, оп. 6, ДК 25, Л. 8, 73, 111, 114, 133, 270.
  5. Письмо в Миасскую почтово-телеграфную контору от заведывающего патриотическими почтовыми марками, 1915 г. МКМ ОФ 9999, ДК 3666.
  6.  Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2006. – Т. 5. – П – Се, с. 341 – 343.

Т. Н. Салтовская, главный хранитель Миасского городского краеведческого музея