О деятельности отдела национальностей Златоустовского уезда в 1920-30 гг. (по материалам архива Златоустовского городского округа)
2 ноября 1917 года был принят один из первых и главных документов Советской власти – «Декларация народов России». Цель её – решение национального вопроса. Декларация провозгласила равенство и суверенитет, право на свободное самоопределение, отмену национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп.
Для претворения в жизнь основ национальной политики необходимо было создать и государственный орган по национальному вопросу. Таким органом стал Народный комиссариат по делам национальностей – Наркомнац (существовал с окт. 1917 г. по 1924 г.), который возглавил Иосиф Виссарионович Сталин. А сам Наркомат состоял исключительно из представителей нерусских этносов.
Соответственно на местах были созданы губернские и уездные отделы национальностей в целях осуществления защиты интересов и удовлетворения нужд национальных меньшинств, а также в целях установления братского сожительства между ними. Отделы приравнивались в правах и обязанностях к другим отделам исполкомов, создавались и ликвидировались только с ведома и разрешения Наркомнаца. Во главе местного отдела по делам национальностей стояла коллегия из трёх человек.
На местные отделы возлагались задачи: выполнение постановлений Наркомнаца; содействие советской власти во всех мероприятиях (в том числе, по части просвещения, продразверстки, трудовой повинности, мобилизации, переписи); издание литературы и периодической печати; подготовка кадров советских работников своей национальности и ряд других задач в соответствии с условиями жизни.
В архиве Златоустовского городского округа хранится фонд № 39 «Златоустовский уездный отдел национальностей», в котором содержатся документы о деятельности уездного отдела национальностей – циркуляры, направляемые из Уфимского губернского отдела национальностей, протоколы заседаний, статистические отчёты, резолюции, письма, и другие.
Златоустовский уездный отдел по делам национальностей был учрежден в 1920 г., в структуре его были подотделы: политический, культурно-просветительный, юридический.
В функции уездного отдела входили: разработка планов деятельности каждого п/отдела, прием еженедельных отчётов п/отделов, прием и увольнение служащих, рассмотрение поступающих прошений, заявлений и проч., контроль деятельности каждого п/отдела, установка связи с центральными органами по национальным вопросам.
Политотдел проводил политработу среди нерусского населения; противодействовал антисоветским настроениям; осуществлял наблюдение за работой сотрудников на местах; знакомил население с целями и задачами советской власти; устанавливал связи с татаро-башкирской коллегией уездного комитета РКП и партийными организациями на местах.
Культурно-просветительный отдел был предназначен для поднятия общего культурно-просветительного уровня населения; осуществлял сотрудничество с Уездным отделом народного образования; занимался организацией на местах культпросвет кружков и любительских трупп для проведения спектаклей, литературных и музыкально-вокальных вечеров. В его ведении находилось также открытие библиотек, изб-читален, проведение лекций, чтений, бесед.
Юридический отдел занимался разработкой планов организации новых административных единиц в Златоустовском уезде; решением всех юридических вопросов; ведением статистической отчётности.
Документы фонда затрагивают вопросы существования, развития, народного образования среди тюркских народов, проживающих на территории Златоустовского уезда, прежде всего татар и башкир. В тот период эти народы объединялись одним словом татаро-башкиры, потому, что оба народа относились к тюркской языковой группе, проживали рядом, имели схожую культуру и религию.
По статистике на декабрь 1926 года в Златоустовском уезде общее число их было 5298 человек, в Златоусте численность башкир – 257 чел (0, 68 %), татар – 1415 (3,76%), в Миассе башкир – 189 чел (1,3 %), татар – 319 (1,73%).
Некоторые властные учреждения, особенно на местах, рассматривали Наркомнац в качестве ненужного, лишнего органа власти, не стремились выполнять его поручения, пытались освободиться от его постоянного надзора, объясняя свою позицию существованием лишних дополнительных расходов на содержание отделов национальностей, якобы их функции можно было разделить между уже существующими организациями: политическую передать татаро-башкирской коллегии уездного комитета РКП, культурно-просветительную – подотделу национальных меньшинств при УОНО. А сэкономленные средства потратить разумнее, учитывая плачевное состояние народного образования, например, не допускать закрытия учительской гимназии, учитывая, что не хватает подготовленных учителей из татар и башкир.
Основное направление деятельности уездного отдела касалось народного образования нерусского населения (деятельности национальных школ, изб-читален, вопросов ликвидации неграмотности).
В 1925 году проводилось обследование просветительных учреждений Златоустовского уезда по национальному вопросу с целью проверить, насколько выдерживается национальная политика в части сравнения удовлетворения культурных запросов национального большинства и национального меньшинства, изучения жизни и быта нерусских народов, положения женщины, взаимоотношений с русским населением. Все материалы обследования предоставлялись в Уральский отдел народного образования.
Отмеченные недостатки практически везде были одинаковы: в недостаточной мере обслуживались культурные нужды, была слабо развита сеть школ и постановка педагогической и политико-просветительной работы в учреждениях, отмечалось неудовлетворительное снабжение, по сравнению с русскими школами, учебниками, пособиями, литературой. Отмечалось, что необходимо принимать меры к максимальному привлечению на курсы, конференции и съезды работников из среды лиц нерусской национальности.
Обследование татаро-башкирских школ показывало, что помещения не отвечают требованиям, часто даже не отапливаются; парты сломаны; 90 % школьных работников не соответствуют своему назначению; в библиотеках выбиты стекла; книги, напечатанные на тонкой бумаге, искуриваются, а ценные исторические и научные труды погрызены мышами.
Отмечаются даже такие, казалось бы, незначительные моменты как: единственный волшебный фонарь (оптически проектор, позволяющий увеличивать изображения небольших предметов, чаще всего картин) для всего татаро-башкирского населения Златоустовского уезда проржавел.
Культурно-просветительные учреждения, как внутри, так и снаружи выглядят несоответствующим образом, указывается на необходимость их ремонта, а также строительства татарской типографии, чтобы иметь возможность просвещать народные массы татаро-башкирского населения.
В документах отдела по делам национальностей за 1930 г. идёт речь о введении нового тюркского алфавита (яналиф, на латинице) среди татаро-башкирского населения в школах грамоты, школах малограмотных, школах ликбеза для тех, кто владеет старым арабским, в клубах и избах-читальнях, красных уголках, библиотеках, стенгазетах, тюркских сельсоветах и др.
Что касается изб-читален. Отмечается, что необходимо превратить избу-читальню в центр общественного знания и гласности путём регулярного выпуска стенгазет, устройства вечеров вопросов и ответов, занятия политкружков. Обеспечить избами-читальнями предполагалось в первую очередь татар, башкир, вотяков, мари, нагайбаков, коми, чувашей, украинцев и белорусов.
Интересно, что в одном из документов предлагается организовать кружок краеведов среди национальных меньшинств. Там говорится, что, учитывая громадное значение экскурсий в деле поднятия культурного уровня, и с целью укрепления смычки между представителями различных национальностей, необходимо принять все меры к максимальному вовлечению их в экскурсионную деятельность. Для чего надлежит:
«1. Безотлагательно провести широкую агитацию по организации экскурсий, используя для этих целей культпросвет учреждения национальных меньшинств.
- Дать срочное задание культпросвет учреждениям национальных меньшинств учитывать желающих принять участие в экскурсиях, разработке маршрутов и проведении бесед для предварительного ознакомления с местами поездок.
- Установить тесную связь с инструкторами окружкомов и ОкрИКов по работе среди национальных меньшинств, путем введения их в экскурсионные бюро.
- Взять на учёт работников национальных меньшинств, особенно просвещенцев находящихся в городах и заводах, для использования их в качестве помощников лекторов и групповодов».
В Постановлении Всесоюзного съезда работников просвещения национальных меньшинств говорится о переводе с четырёх на пятилетнее обучение в школах первой ступени (именно такая была в Миассе), а в семилетних школах установить восьмилетний курс обучения. Четырёхлетнее укороченное обучение было обусловлено в своё время экономическими причинами – нехватка одежды, обуви, необходимость использовать в семье детский труд. Срок обучения удлинили без изменения программы, для повышения качества образования.
Был поставлен ещё один важный вопрос. По статистике из общего количества учащихся в татаро-башкирских школах оканчивало их только 14%, и объяснялось это тем, что преподавание ведётся на чуждом для детей языке, который будучи непонятным, отталкивает. Необходимо было преподавание вести на родном языке, а русский язык ввести как отдельный предмет.
Рассылается циркуляр УралОНО по местам. Его поддерживают. Задача воспитания и подготовки активного строителя коммунистического общества может быть достигнута при постановке работы в школах национальных меньшинств на родном языке. Даётся указание немедленно приступить к переводу школ народностей нерусского языка с 1925-26 учебного года (по Златоустовскому уезду с 1926-27 гг.) на родной язык.
В связи с увеличением срока обучения окружной отдел народного образования ходатайствовал об увеличении штатов – по одному школьному работнику для каждой школы (всего девять на Златоустовский округ).
Ввиду того что большинство учителей татар и башкир Златоустовского округа имели образование на русском языке, и были мало подготовлены на родном, было предложено привлекать их на летние областные курсы по переподготовке.
Обеспечение литературой тоже одна из непростых задач, для решения которой были заключены договоры с издательствами «Нашрият» и ТАТГИЗ. Принимались заказы на комплектование библиотек на всех языках национальных меньшинств. Партийным, профсоюзным, общественным организациям создавались льготные условия, быстрое и аккуратное выполняли заказов на книги.
В список учебников на татарском языке входили алгебра, занимательная математика Перельмана, химия, физика, зоология, география и другие общеобразовательные предметы, а также татарская грамматика, история татарской литературы, история татар, география татарской республики. Пользовалась спросом литература на татарском языке: политико-просветительная, пособия для преподавателей, книги о службе татар и башкир в рядах Красной Армии, по марксизму-ленинизму, анти-религиозная, книги по сельскому хозяйству, театральная литература, беллетристика, детская, биографическая литература, научно-популярные и медицинские издания. Таким образом решался вопрос чрезвычайной важности – снабжение книгами татаро-башкирских школ.
Всероссийский съезд просвещенцев татаро-башкир в августе 1936 г. уделил внимание дошкольному воспитанию. Большинство матерей было неграмотными и вопрос дошкольного воспитания имел большое значение – необходимо было расширить сеть дошкольных учреждений, организовать при татаро-башкирском педагогическом техникуме дошкольное отделение,организовать краткосрочные курсы по переподготовке, принять срочные меры для выпуска методической и детской литературы на родном языке.
Потребность в пионервожатых реализовалась путём ежегодного командирования комсомольцев татар и башкир на курсы по детскому движению, уделялось внимание переподготовке избачей и библиотекарей, организации библиотек-передвижек.
Учитывая, что 50% населения составляли рабочие, и их дети не в состоянии были поступить в профессионально-технические учебные заведения и ФЗУ, было предложено Златоустовскую школу первой ступени с начала 1926-27 года реорганизовать в школу семилетку с интернатом.
Для профессионально-технического обучения предлагалось бронировать определённое количество мест для татаро-башкирской молодёжи в Восточном педагогическом институте в Казани и Крымском педагогическом институте в Симферополе, уделить внимание и открытию вечерних школ, особенно среди городского населения.
Вновь обратимся к статистике, но уже школьной:
— для татаро-башкирского населения в Златоустовском уезде школ первой ступени — 10, библиотек национальных — 6, изб-читален — 8, культурно-просветительных учреждений — 1, курсов для взрослых — 2, детских домов 1, интернатов 1, детских садов 5;
— в Миассе всего представителей татар и башкир – 563, одна школа первой ступени расположена в Детском переулке в здании площадью 40 кв.м., преподавание вели два педагога, посещали татаро-башкирскую школу 63 ребенка. С учётом общей численности татаро-башкир в документах отмечается, что помещение по объёму достаточное.
При Златоустовском уездном отделе национальностей действовала мусульманская агитгруппа. Она устраивала спектакли-митинги в 9 населённых пунктах уезда, как платные так и бесплатные (для красноармейцев и жителей г. Златоуста). На митингах чаще всего присутствовало народу столько, сколько могло поместиться, а кое-где где народ даже толпился на улице. В некоторых пунктах из-за большого наплыва народа спектакли были платные, в пользу западного фронта, было выручено 20 280 руб. Деньги сдали на счёт «Неделя западного фронта».
Митинги проводились на темы: текущий момент, продовольственная политика, трудовая повинность, народное образование, революционное движение народов Востока, женщина-мусульманка раньше и теперь.
А вот пьеса ставилась одна и та же – драма известного татарского писателя и в свое время революционера Исхакова «Борьба», о революции 1905 года.
В 1921 году была организована татарская советская профессиональная драматическая труппа (интересно, что члены труппы освобождались от трудовой повинности).
Главный вопрос – ликвидация неграмотности путём обучения на родном языке, но пункты ликбеза для женщин можно было открывать лишь при наличии ликвидаторов женщин.
Ещё одна задача – привлечение женщин в избы-читальни, с целью знакомить их с современностью, проводя громкие чтения; способствовать повышению их культурного уровня, обращая внимание и на бытовую сторону их жизни.
Ввиду недостаточного охвата женщин избами-читальнями было предложено организовать уголок крестьянки, уголок нацменки, Красный уголок, пополнить его татаро-башкирской литературой,
Хотелось бы отметить еще один аспект работы отдела национальностей – взаимодействие с Красной Армией. Это было связано с нехваткой национальных кадров среди командиров.
В июле 1920 года из Уфимского губисполкома всем уездным исполкомам был направлен циркуляр о командировании надежных лиц на командные курсы. Ставились задачи агитировать татар и других лиц, владеющих татарским языком, записываться добровольцами на курсы.
Циркуляр гласил: «Гражданская война, вызвавшая громадную потребность в подготовке красных командиров из среды революционного пролетариата в особо сложной форме поставила этот вопрос перед татарским пролетариатом. В рядах Красной Армии в борьбе с Колчаком и белочехами, а также на Восточном и Туркестанском фронтах татарские красноармейцы составляют 50 %, при этом они имеют свои национальные особенности быта и культуры. Но выделять татар в отдельные части сложно из-за почти полного отсутствия командного состава из самих татар и других мусульманских народностей». В то время действовали только две татарских стрелковых бригады и запасной батальон, созданные усилиями Центральной мусульманской военной коллегии.
Особенно усилилась потребность в татарах-командирах, когда Россия вошла в тесное соприкосновение с мусульманским Ближним Востоком. В Туркестане,Башкирии, Киргизии создавались части, куда нужны были татарские командиры. Существующие мусульманские курсы комсостава не могли удовлетворить эту потребность.
Таким образом, ещё одной неотложной задачей местных отделов стала агитация среди татарского населения – поступать на командные курсы. Условием поступления было: умение бегло читать по-русски и знать четыре действия арифметики. Для малограмотных существовало подготовительное отделение.
Со своей стороны татарский отдел Наркомнаца предложил применять в деле вербовки татар принудительные меры, а именно, обязать каждую волость с татарским населением регулярно выделять из своей среды двух-трёх способных и сметливых юношей для отправки их в губвоенкомат в Казань. Борьба с дезертирством проводилась путём устройства систематических облав и проверки документов.
Таким образом, документы фонда по делам национальностей убедительно говорят об энергии и энтузиазме, с которым подходили к решению национального вопроса ответственные работники уездного отдела. Можно с уверенностью утверждать, что существование с первых лет Советской власти такого органа как отдел национальностей в местности, отличающейся различным национальным составом, было более чем оправдано. Существующие трудности того периода (слабое финансирование, нехватка кадров) конечно усложняли работу, но тем не менее процесс роста образовательного и культурного уровня народов нерусского языка шёл.
После ликвидации Наркомнаца в 1924 году его функции были переданы ВЦИК для дальнейшей работы по национальному вопросу.
Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности
Источники:
Архив ЗГО, Ф. Р-39. Оп. 1. Златоустовский уездный отдел национальностей
Архив ЗГО, Ф. Р-39. Оп. 1. Д.1. Руководящие материалы. 1920 г.
Архив ЗГО, Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 2. Переписка с татаро-башкирской коллегией уездного комитета РКП.
Архив ЗГО, Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 4. Инструкции уездного отдела национальностей.
Архив ЗГО, Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 5. Протоколы, постановления, переписка отдела национальностей Златоустовского Уисполкома.
Архив ЗГО, Ф. Р-39. Оп. 1. Д.7. Переписка о личном составе 1921 г.
Архив ЗГО, Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 9. Выписки из протоколов заседаний УОНО, приказ № 12 Златоустовского Уотдела труда.
Архив ЗГО, Ф. Р-125. Оп. 1. Д. 145. Циркуляры УралОНО, протоколы 1 окружной конференции рабпроса нацмен Златоустовского уезда… 1925-26 гг.
Архив ЗГО, Ф. Р-125. Оп. 1. Д.222. Статсведения по учёту труда, численности населения округа по национальностям, о состоянии культпросвет учреждений округа за 1925-26 гг.
Архив ЗГО, Ф. Р-125. Оп. 1. Д.451. Итоги обследования введения нового тюркского алфавита среди татаро-башкирского населения Златоустовского округа от 20 апреля 1930 г.