Новые сведения из истории детского городка

К теме истории детского городка, существовавшего в Миассе в 1920-е годы, обращались многие исследователи и неоднократно. В краеведческом музее имеются воспоминания бывших воспитанников и их воспитателей, документы, фотографии. И все же в архивах находятся все новые и новые данные об этом феномене – в небольшом уральском городке были сосредоточены десятки детских домов с более чем тысячей воспитанников.

Административным центром было «Управление Миасского окружного детского городка Златоустовского отдела народного образования Уральской области». А заведующим – Николай Федорович Хлесткин.

В архиве Златоустовского городского округа в фонде Р-125 имеется дело № 84  «Отчёты о работе детской трудовой колонии № 1 Златоустовского ОкрОНО, Тургоякской детколонии, детдомов Миасского района, доклад о работе и состоянии с/х трудовой колонии Миасского детгородка за 1924-25 учебный год и статотчёты о работе детдомов Златоустовского округа по состоянию на 1 июня 1925 г.», где содержатся статистические и часть текстовых отчетов о работе детских домов.

Информация из этих отчетов позволила впервые разместить детские дома на современной карте исторической части города, так как в них указывался конкретный адрес детского дома. Больше всего детских домов находилось на улице Кундравинской (ныне Пушкина) и в переулке Шадринском (ныне Детский – не зря он и получил такое современное название). И там, и там было размещено по шесть детских домов. Немногим меньше было на ул. Орловской (ныне Октябрьская), Береговой (Свердлова). Два дома размещались по ул. Пролетарской и по одному на пл. Труда и в переулке Широком. Названия последних улиц в 1925 году и современные уже не отличались друг от друга.

Интересно, что в 1920-е годы детские дома часто называли не по номерам, а по имени бывшего владельца домостроения: маклаковский, жаровский, гредасовский и др.

В текстовых отчетах указывалась не только дата открытия, но и давалась краткая характеристика здания и прилегающей к нему территории, обеспеченность детского дома одеждой, обувью, продуктами питания, уровень медицинского обслуживания, посещаемость детьми школ и их взаимодействие с местным населением, перед которым, к слову сказать, заведующие должны были ежегодно отчитываться о своей работе. А со стороны общественности города контроль деятельности детского дома осуществляли представители женотдела и работники цехов МНЗ.

Взаимоотношения с местными жителями были непростые. С одной стороны, дети в индивидуальном порядке посещали даже семьи миасцев, и для них организовывались экскурсии на производственные предприятия – Миасский напилочный завод, паровые мельницы, мыловаренные и кожевенные заводы, гончарные и сельскохозяйственные предприятия, мастерские ФЗУ, учреждения культуры (рабочий клуб, библиотеку).

С другой стороны, были причины, ограничивающие общение детей. Это недоверие к воспитанникам со стороны местных жителей. А также высокий уровень заболеваемости детей. Из 22 домов Миасского детгородка четыре были трахоматозные и два трахома-подозрительными. (Трахома – хроническое инфекционное заболевание глаз, эпидемиологического характера. Болезнь очень заразная, и такие дома вели довольно замкнутый образ жизни).

Большую ценность для краеведов имеет информация о педагогах, работающих в детгородке. В отчётах содержатся исчерпывающие сведения: численность основного персонала (личные данные: фамилия, имя, отчество (к сожалению, иногда только фамилия), пол, возраст, семейное положение, социальное происхождение, национальность, партийность, образование, должность, педагогический стаж).

Работали в детгородке 90 человек педагогического персонала и 88 технического. Зарплата у педагогического персонала была 80 руб., в трахоматозных домах делалась надбавка – 50 %.

Одной из проблем, которую отмечали в отчётах, она же была заметна и по статистике – очень частая смена заведующих и воспитателей. Вероятно, это было вызвано сложностями в работе с детьми.

Среди педагогов попадались и очень известные в нашем городе люди, например, Вячеслав Алексеевич Скрябинский, который позже стал корреспондентом, а затем и редактором «Рабочей газеты». А в 1925 году ему было всего 19 лет и он работал пионерработником в одном из детских домов. До сих пор одна из улиц нашего города носит его имя.

Имеется информация о педагогах всех 22 домов, составлены десять информационных таблиц, которые, после окончательной доработки, будут переданы на хранение в фонды краеведческого музея и станут доступны для всех, интересующихся историей Миасского детгородка.

По результатам исследования следует отметить, что в отличие от бытующего мнения, что у большинства работающих специального образования не было, а было лишь желание работать с детьми, по документам видно, что большая часть заведующих и воспитателей были людьми образованными, по меньшей мере, окончившими курс гимназии и прошедшими курсы педагогической подготовки. У заведующих и воспитателей мужчин образование в основном техническое – политехникум, горно-экономический техникум, училища, у женщин – гимназии: Оренбургская, Уфимская, Челябинская, Троицкая, Златоустовская, Миасская, учительские курсы и семинары в Ленинграде и Риге, училища, школы 1-й и 2-й ступени. Иногда образование было неоконченное. А вот педагогический стаж у всех небольшой, чаще от трех до восьми лет, минимальный исчислялся месяцами (от 1-8), максимальный от 10 до 19 лет.

По возрасту большинство были достаточно молоды от 18 до 30 лет. Самой взрослой заведующей было 50 лет и ее стаж 19,5 лет. Большая часть педагогов были беспартийными, но были и члены ВКП(б) и РЛКСМ. По социальному происхождению больше всего из рабочих – 29, поровну из крестьян и служащих – по 17 человек, из остальных сословий (мещане, обыватели, духовенство, казаки) единицы.

По детям в отчетах имеется следующая информация: численность, пол, национальность, перемещения из одного детского дома в другой в течение года, членство в РЛКСМ и пионерской организации.

Обязательно указывается, откуда прибыли дети – из своей губернии, из других, или из голодающих губерний. Большинство детей все-таки были местными. Существовала постоянная миграция детей из одного детского дома в другой, которая доходила до сотни, а то и более детей в год в пределах одного детдома.

В каждом детском доме существовал пионерский отряд (в который входило большинство детей), в зависимости от возраста в детском доме были и октябрята, и комсомольцы. Во главе отряда стоял совет вожатых, который решал вопросы по самоуправлению, оно активно практиковалось в детском городке в те годы. В штате некоторых детдомов были пионерработники.

Коллектив и воспитанники детского дома № 5. 1925 г.

У большинства детских домов проблемы были одинаковые – нехватка, обуви, одежды, постельного белья, кроватей (практически везде дети спали по два, а то и по три человека на кровати). Не хватало продуктов питания.

ОкрОНО выделяло в год на одного ребенка 67 руб., а в месяц 4,6 руб. (в эту сумму входили  питание, одежда и обувь).

Работал один фельдшер на несколько домов, так как в городе была детская больница, куда в случае необходимости помещали ребенка из д/д.

Распорядок дня в детских домах был примерно одинаковым: Подъем в 7 часов утра, в 8 часов чай, с 9 до 12 часов занятия (лепка, рисование, вырезание), экскурсии, прогулки, приготовление к обеду, в 13.00 обед, в 14.00 – уборка столовой. Детям прививались навыки будущей самостоятельной жизни: они занимались по хозяйству – помогали на кухне, девочки шили наволочки, чинили бельё, мальчики помогали в мелком ремонте по дому, работали на огороде. Все сами следили за опрятностью одежды.

Дети учились в школе по 4 часа в день, в год было 180 учебных дней (сейчас 175 дней). А работа воспитателей, вожатых и пионерработников сводилась к организации досуга детей вне школы.

Они уделяли много внимания художественному развитию детей: работая с природными материалами: глиной, мхом, прутьями (другого не было), дети учились подбирать цвета и оттенки. Также дети сочетали разные виды художественной деятельности – играя в песок, начинали на нем рисовать, попадалась глина – начинали лепить; занимались пением, а если были музыкальные инструменты – музыкой. С помощью примитивных инструментов делали игрушки и аппликации. В конце года проводилась выставка детских работ в детском доме (и общегородская – в детгородке).

Много времени в летнее время проводили на природе: организовывались экскурсии на пруд, в городской сад; если при доме существовал приусадебный участок, дети изучали растения, почву, сами высаживали цветы, следили за всходами, делали зарисовки семян, цветов. С целью изучения труда крестьян, были организованы экскурсии в деревню. После каждой экскурсии записывали свои впечатления.

Не секрет, что в то время даже детские дома были политизированы. Отмечались в основном революционные праздники: дни Октябрьской революции, МОПРа, Парижской коммуны, день 1 мая. Они сопровождались беседами, спектаклями, инсценировками, декламацией, пением.

Пионеры на празднике. Слева Пётр Васильев, заведующий д/д № 21 и Павел Хлыстов, заведующий д/д № 2.

Иногда статус детского дома мог измениться. Так, в документах имеется доклад заведующего секцией правозащиты в прокуратуру об обследовании миасского детского дома № 11 для «морально дефективных» детей от 15 декабря 1922 г.

Большинство ребят были направлены сюда милицией и уголовным розыском с улиц или сняты с поездов на станциях за кражи, от мелких до крупных со взломами, и кражи лошадей.

Роль воспитателей в деле исправления детей была огромна. Хочу процитировать слова инспектора правозащиты: «Бывшие преступники, запятнавшие себя в крупных кражах и людоедстве, испорченные и искалеченные физически и нравственно умелыми руками и долгими усилиями воспитателей переродились. В настоящее время они веселые радостные и дружны между собой, предаются учению и заботам по хозяйству. Все грамотные, ежедневно, систематически по несколько часов проводят на занятиях. В общественных делах участвуют в форме очередного дежурства. Пользуются доверием на отлучку по делам из детского дома».

Несмотря на необходимость существования такого исправительного заведения в 1922 году шла речь о его закрытии, и в 1925 году детский дом № 11 в отчетах уже значится как трахоматозный.

Отличались от остальных по профилю своей деятельности сельскохозяйственная колония, которая располагалась на бывшей Чекановской заимке и Тургоякский детский дом (колония для несовершеннолетних нарушителей). К тому же оба они находились практически за пределами города. Далеко от города находился и Михеевский дошкольный детский дом.

Несмотря на то, что по истории детского городка в Миассе написано и опубликовано достаточно много, новые, интересные и содержательные факты из документов Златоустовского архива позволяют дополнить данную тему, а их обработка облегчает доступ исследователей к источникам информации.

 

Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности Миасского краеведческого музея

Источники:

Р-125.Оп.1.Д.84. «Отчёты о работе детской трудовой колонии № 1 Златоустовского ОкрОНО, Тургоякской детколонии, детдомов Миасского района, доклад о работе и состоянии с/х трудовой колонии Миасского детгородка за 1924-25 учебный год и статотчёты о работе детдомов Златоустовского округа по состоянию на 1 июня 1925 г.»