Забыть невозможно
12 декабря 1941 года ставка Верховного Главнокомандования приняла решение образовать Волховский фронт. «Главные задачи фронта состояли в том, чтобы в первое время содействовать срыву наступления противника на Ленинград, а затем совместно с Ленинградским фронтом разгромить действующую здесь группировку немцев и освободить Ленинград от блокады. Командующим войсками этого фронта назначался я, начальником штаба — генерал Г.Д. Стельмах, членом Военного совета фронта — армейский комиссар 1-го ранга А. И. Запорожец. Был оглашен состав фронта и названы разграничительные линии (К.А. Мерецков).[i](Соседом справа была 54-я армия Ленинградского фронта, а левым — 11-я армия Северо-Западного фронта. Только через полгода Ставка внесла поправку в границы фронтов, передав Волховскому фронту не только 54-ю, но и образованную в январе 1942 года 8-ю армию, находившуюся южнее Ладожского озера, в результате чего фронт протянулся на 250 км. Согласованные действия помогли преодолеть соединение гитлеровских войск с финляндскими войсками. Боевые действия велись круглый год. Кроме ликвидации блокады Ленинграда Волховскому фронту предстояло разгромить главные вражеские силы группы армий «Север», очистить от противника всю территорию восточнее реки Волхова, с ходу форсировать ее и разгромить гитлеровские дивизии, оборонявшиеся по западному берегу. Затем в ходе наступления в северо-западном направлении совместно с войсками Ленинградского фронта предстояло окружить и уничтожить противника, действовавшего под Ленинградом.
В начале января 1942 года линия фронта установилась на рубеже деревень Вороново, Карбусель, Лодва. Они находились на господствующих высотах относительно окружающей местности и немцы там сформировали укрепленные опорные пункты. Деревни несколько раз переходили из рук в руки, бои приняли тяжелый затяжной характер. 2 апреля 1942 года советским командованием было принято решение о прекращении наступления.
Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция началась 14 января 1944 года. В ней участвовали войска Ленинградского, Волховского и часть 2-го Прибалтийского фронтов. С 21 января 8-я и 54-я армии правого крыла Волховского фронта перешли к преследованию отходившего противника. 22 января немцы в последний раз смогли обстрелять Ленинград.
В этих тяжелейших боях участвовал капитан Виктор Ильич Болонов. Армейскую службу он начал ещё в 1938 году, по призыву комсомола поступил в одно из ленинградских военных училищ. Через год учебы — командирская стажировка на северной границе, война с белофиннами. После окончания училища В. Болонов проходил службу в Забайкалье. С началом Великой Отечественной войны был направлен на Волховский фронт, где был помощником начальника штаба по разведке 2 отдельного стрелкового батальона 1 отдельной стрелковой бригады 54 армии Волховского фронта. Основная задача полковой разведки — взять «языка». Несмотря на тяготы боев и бытовые неудобства, Виктор Ильич вспоминал о военных буднях: «Взаимоотношения с товарищами были чистыми … Друг к другу относились с открытым сердцем. Все пополам: и хлеб, и соль, и пули». Во время действия батальона с 21 по 25 января 1944 г. по преследованию противника в направлении д. Лодва и далее в район д. Будково Виктор Ильич проявил мужество и инициативу, своими действиями способствовал успешному продвижению батальона. «Все населенные пункты, занятые батальоном, предварительно разведывались Болоновым. Свыше 150 мин вскрыто и обезврежено разведкой при его участии и руководстве. Благодаря этому батальон не имел потерь при продвижении до района д. Будково. В районе д. Будково взвод разведки во главе с т. Болоновым первым вступил в соприкосновение с противником, несмотря на его численное превосходство, и отбил контратаку. Самолично при этом уничтожил 10 немцев. За проявленную смелость и инициативу достоин награждения орденом Красная Звезда», — написали в наградном документе командир батальона майор Сурков и начальник штаба капитан Рак. К началу этой операции у В.И. Болонова уже имелось два ранения.
В феврале 1944 года была разведка боем. При групповой перебежке разорвался снаряд. Два человека погибли, а В.И. Болонов получил ранение от одиннадцати осколков. Позже он вспоминал: «Когда не щадишь себя, ощущаешь собственное равнодушие к смерти. Но гибель товарищей забыть невозможно». Восемь месяцев он находился на излечении в госпиталях, ему была ампутирована левая ступня. В тылу Виктор Ильич занимался партийной работой в Златоусте, затем был главным диспетчером на Уральском автозаводе. Даже после ухода на пенсию он продолжал вести общественную работу в поселке станции Миасс-1.[ii] И всегда подчеркивал, что героизм проявляли не только те, кто был на передовой, но и те, кто самоотверженно трудился в тылу: «Не следует гордиться перед тылом военными заслугами, люди тут тоже пережили много».
Калишева Н.П.
[i] [i] Мерецков К. А. На службе народу. М., 1968, с. 250—253.
[ii] О.Зуев «Труженик фронта и тыла». МР 1986 № 176 от 11 сентября,стр. 2.