От модели к планеру, от планера к самолёту!
Человек всегда мечтал покорить воздушное пространство. Реальные факты зарождения попыток освоения воздушного пространства известны уже в Древнем Китае IV-III века до н.э. Сохранилось описание воздушного змея из бамбукового дерева, обтянутого тканью и способного держаться в воздухе самостоятельно. А благодаря Леонардо да Винчи в 1495 году появился чертеж летательного устройства, которым можно было управлять в воздухе путем сгибания рук.
В России первые планерные кружки, где использовался безмоторный летательный аппарат, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы от потока воздуха, были созданы в начале XX века в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге и в Крыму. Но реальный прорыв в области развития планеризма произошел после Первой мировой войны. Стали создаваться всё новые и новые модели планеров, которые позволяли перемещаться на дальние дистанции. Именно этот период принято считать становлением планеризма, как вида спорта.
В ноябре 1923 года в Крыму в Коктебеле проходит Первый Всесоюзный планерный слёт. Организатором слёта планеристов был Константин Арцеулов, известный лётчик-испытатель, внук И. Айвазовского. Место будущих стартов ему помогал выбирать Максимилиан Волошин, известный поэт-символист. Соревнования планеристов прошли успешно, и было принято решение проводить слёты ежегодно. Так было вплоть до 1935 года. В них принимали участие многие будущие авиаконструкторы и ракетчики: Антонов, Ильюшин, Королёв, Яковлев и другие. Именно с планерного кружка начал свой путь в большую авиацию известный полярный лётчик Герой Советского Союза Алексей Грацианский и будущий Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв. Там он спроектировал и построил в 1928 году планер «Коктебель».
Техническую часть школы возглавлял О.К. Антонов. Школа была обеспечена учебными планерами и тренировочными парителями. В первом наборе было принято 97 курсантов. На следующий год их было уже 176. Многие выпускники ВЛПШ в дальнейшем стали известными лётчиками, лётчиками-испытателями, Героями Советского Союза.
В 1934 году было учреждено звание мастера планерного спорта СССР. К 1941 году советским планеристам принадлежало 13 мировых рекордов из 18, зарегистрированных Международной авиационной федерацией.
Существовали планерные станции и в небольших городах, типа Миасса. В «Рабочей газете» за 1938 год встречается несколько заметок о миасских планеристах. Обучались они в планерной школе при райосоавиахиме. Это были студенты педучилища и горного техникума, рабочие Миасского напилочного завода и элеватора. Они изучали теорию и практику планеризма под руководством инструктора Фёдорова. Срок обучения составлял в среднем 3-3,5 месяца. По окончании проводились испытания, после успешного прохождения которых учащимся присваивалось звание планеристов 1-й ступени. Среди них были и девушки: отличница учёбы студентка педучилища Е. Суляева. Один выпуск (17 курсантов) состоялся 6 марта 1938 г., второй (30 курсантов) – 1 мая. В статье «Наша мечта сбылась» рабочий МНЗ И. Степаненков пишет: «Три месяца назад каждый из нас горел желанием учиться планерному делу и стать планеристом. Три месяца упорной учёбы остались позади, и мы получили звание планеристов первой ступени. Было много трудностей: школа не имела постоянного класса, и приходилось заниматься, где придётся, планер был разбит и только благодаря стараниям инструктора Фёдорова был восстановлен, и курсанты приступили к лётной практике. Нам приходилось каждый день собирать и разбирать планер на холоде, так как ангара не было, каждый раз приходилось доставлять планер на себе, это было нелегко, но всё закончилось успешно».
Также в газете печаталась информация об успехах советских планеристов, на которых курсантам хотелось равняться: планерист Макаров с пассажиром Годовиковым на двухместном планере «Ш-11» продержался в воздухе 19 часов 8 минут (что на 5 часов 9 минут превышало международный рекорд, установленный в 1937 году германскими планеристами). Майор Минов с пассажиром Шиловым поднялся на высоту 2947 метров, результат зарегистрирован как всесоюзный рекорд. В другой статье говорится о рекорде планериста В. Ильченко, который на планере «Стахановец» с пассажиром пролетел более 552 км., совершив также всесоюзный рекорд. Материалы об этом полёте были направлены в Международную авиационную федерацию для засвидетельствования международного рекорда дальности полёта на многоместном планере.
1 мая райсовет Осоавиахима выпускает вторую группу планеристов – 27 человек. Курсанты Стяжкин, Шемякин, Перевалов, Кренделев и Мария Щапина окончили курсы планеристов на «отлично».
На страницах газеты публикуется и заметка бывшего инструктора-планериста младшего командира вооруженных сил страны А. Голованова. После работы инструктором-планеристом в Миассе, он был послан в школу младших авиационных специалистов. Стал преподавателем самолётного дела. Выросши из планериста, в его планах было стать бортмехаником и летать уже на самолётах.
А любовь юных миасцев к авиации выражалась в активном посещении авиамодельных кружков. Миасская команда юных авиамоделистов не раз занимала призовые места на областных соревнованиях, где, к слову сказать, взрослые планеристы демонстрировали ребятам фигуры высшего пилотажа. Миасская команда была признана первой в области по дисциплине, чистоте работ, дальности, высоте и времени полётов моделей. Все они в качестве награды получили возможность полетать на самолёте, кроме того, команду премировали патефоном, фотоаппаратом и хорошим полевым биноклем.
Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности Городского краеведческого музея.