Развитие торговли в Миасском заводе
В Миасском краеведческом музее хранится уникальный исторический документ, в котором содержится информация по самым разным аспектам жизни Миасского завода досоветского периода. Это Летопись Петропавловской церкви, которая была построена в Миасском заводе ещё в 1815 году, площадь получила название Церковная, но было и второе название – Базарная. Здесь в 40 -е годы XIX века были построены каменные торговые ряды, сдаваемые в аренду, а позже и вся площадь была застроена деревянными лавками.
Вот как повествует об этом Летопись: «Близ Петропавловской церкви, за зданием присутственных мест находится каменный гостиный двор, принадлежащий исключительно самим торговцам, лавки устраиваются и поддерживаются за их собственный счет. Каменный гостинодворский корпус имеет только 9 лавок, но на самой этой площади, называемой базарной, находится 57 деревянных лавок, 7 лавок под каменными домами и более 20 торговых ларей. Кроме того, много лавочек в домах жителей».
Частная торговля в Миассе появилась довольно поздно и развивалась слабо, так как в период обязательных отношений мастеровых обеспечивали основными продуктами владельцы завода и администрация Золотопромышленной компании, а недостающие товары покупались на ярмарках, которые устраивались в Миассе. Из летописи Петропавловской церкви узнаём, что «…В заводе Миасском три ярмарки: 29 июля, 21 ноября — в дни храмовых праздников и 8 марта, в день освобождения от обязательного труда. На этих ярмарках бывают торговцы из городов Златоуста, Троицка, Челябы, Верхнеуральска, Екатеринбурга, и Шадринска. Предметы торговли: хлеб, скот, сельские произведения, деревянная и каменная посуда, железные, медные и жестяные вещи; произведения Миасса: сани, дровни, телеги, ободья, колёса, летние ходы на железных и деревянных осях, тарантасы, шорный и кожевенный товар, но из фабричных товаров купечеством доставляются: сукно, меха, чай, сахар, бакалейный и колониальный товар. Об оборотах ярмарок предположительно можно сказать, что цифра привоза доходила до 500000 в каждую ярмарку, а сбыта до 150000. Хлебную торговлю в более широких размерах ведут только двое бывших горнозаводских чиновников: Федосеев и Тозиков. Купцы Дунаев и Кузнецов имеют значительную торговлю крупчатой мукой, производимой на их мельницах».
В частных руках, прежде всего, была сосредоточена виноторговля. Среди первых торговых людей упоминается уже в 1831 году челябинский мещанин Петр Блинов, содержатель «рейнского погребка», а также крестьянин Филипп Максимов и Тимофей Пермяков, владельцы портерных лавок. Позднее винная торговля переходит в казенное управление.
Расцвет торговли приходится на вторую половину XIX века, после отмены крепостного права, когда были отменены обязательные работы и люди вольны были заниматься чем угодно. Тогда же в Миассе формируется и класс купечества: широкую торговлю ведут Кузнецовы, троицкие купцы-золотопромышленники Бакакины и др. «Вся торговля здесь в руках преимущественно «иногородних», купечество здесь проживает постоянно. Обязательные отношения к заводам не представляли для горнозаводского населения возможности заниматься торговлей, кроме разве мелочной; между тем, как горные заводы, по численности и разнородности населения требовали и торговли, и ремесленников, не отвлечённых другими занятиями, и это заставило поселиться сюда иногородних торговцев и ремесленных людей».
«Хотя главная торговля фабричными, бакалейными и галантерейными товарами находится в руках купцов иногородних – Елабужских (Стахеевых), Троицких (Беляевых), Златоустовских (Шишкина, Борисова) и других, но мелкой торговлей занялись многие из обывателей Миасса, торгуют по мелочи и крестьяне разных губерний, имеющие здесь свои дома».
Вскоре появляются даже женщины – владелицы магазинов, среди них одна из первых Августа Гредасова, которая содержала железо-скобяную лавку. Товары она выписывала под заказ даже из-за границы. Сохранился прейскурант железо-скобяных товаров. Надо сказать, что эти товары пользовались особенным спросом у населения: самовары, утюги, всякого рода жаровни, разного размера и предназначения замки и ключи, весы и много других товаров нужны были практически в каждом доме.
Торговля зерном и хлебом была сосредоточена в руках владельцев мельниц – Кузнецовых, Дунаевых, Рассомахиных. Хлебом также торговали: Старостин, Юркин, Абрамов, Родионов, Семёнов, Сергеев, Антонов, Богачёв. Магазины бакалейных товаров содержали: Чеканов, Смирнов, братья Подрядовы. Появляются магазины различных товаров — «Посуда», «Мануфактура», «Галантерейные товары», «Порох», «Железо-скобяные товары». Наиболее разнообразной была торговля Петра Зиновьевича Филиппова. Ему принадлежали магазины: «Посуда», «Часы», «Москательные товары», «Швейные машины «Зингер», и даже «Золотые и серебряные изделия».
Улицы современной исторической части города до сих пор украшают торговые дома – здания крупнейших магазинов, построенные в XIX веке. Это «Обувь» братьев Николаевых (в советское время торговое училище), магазин Смирнова (в советское время клуб им. Силкина, позже разрушенный, а ныне воссозданный и отреставрированный вновь), торговый дом елабужского купца И.Г. Стахеева (в настоящее время здесь располагается магазин «Магнит»), магазин А.Ф. Бакакина (с середины XX века Городской Дом культуры).
Материал подготовила Алла Овчинникова, гл. специалист по основной деятельности Миасского краеведческого музея.