Васильковская военная авиационная школа механиков
После начала войны Васильковскую военную авиационную школу механиков передислоцировали в город Миасс. В первую очередь были отправлены семьи, которые в Дарнице попали под бомбежку. Затем отправили технику – самолеты, моторы, вооружение, ремонтные мастерские и другой инвентарь. Позже были отправлены курсанты – 900 человек. Последним ехал командный состав. В Миасс они прибыли 22 июля и пешком, под оркестр, со старого вокзала пошли в город. Командный состав расселили по квартирам через военкомат, штаб и курсанты расположились в здании автотехникума. А после эвакуации в Миасс минометно-артиллерийского училища им. Красина Васильковская школа переехала в другие здания: в клубе им. Силкина расположились штаб, столовая и спальное помещение для курсантов, также спальные помещения организовали в особняке купца Симонова, в общежитии на площади Труда, в солдатских казармах по ул. Ленина, а в Стахеевском магазине делили помещение с красинцами.
Учебный процесс разделялся на циклы: технологический и медицинский (в здании, где сейчас магазин «Зоомагазин» и «Варвара»), моторный (здание Станции Юного техника по ул. Первомайской – в настоящее время не сохранилось), самолётный (здание Дома Пионеров по ул. Первомайской), социально-экономический цикл – в здании лесопильного завода в р-не ул. Базарной, эксплуатационный – (здание бывшего училища № 9). Привезённые самолеты расположили на 3-х аэродромах. Учебный располагался на пустыре за училищем № 9. На правой линейке стояли «ПЕ-2» – пикирующие бомбардировщики, на левой линейке стояли «ИЛ-2» – штурмовики. Аэродром был окружен щелями для обороны и землянками. Там же ремонтировали самолеты. Для ремонта двигателей была создана так называемая «мастерская Когана», руководителем которой был инженер Коган. Расположена она была по ул. 30 лет ВЛКСМ. Фронтовой аэродром был в лесу, за городом. Там стояло три самолета «СБ» – скоростные бомбардировщики, укрытые в капонирах под маскировочными сетками. Рядом были прорыты щели для обороны. Все передвижения по аэродрому были разрешены только бегом, с оружием и противогазами. Обед привозили в термосах и разливали по котелкам. Ремонтные работы производились ночью со светомаскировкой. Тревоги объявлялись почти каждую ночь. Третий аэродром располагался за Миасским прудом, где сейчас расположен сад «Золотая долина». С этого аэродрома производилась обкатка отремонтированных самолетов и их приемка специальной комиссией. Отремонтированные самолеты в эшелонах отправлялись на фронт.
Школа выпускала авиамехаников первого и второго разряда. Курсантам, окончившим школу с оценками «отлично» по всем дисциплинам, присваивалась специальность авиамеханика первого разряда и звание старшего сержанта, окончившим с оценкой ниже – специальность авиамеханика второго разряда и звание сержанта.
Занятия проводились в три смены, иногда на 40-градусном морозе. По учебной тревоге самолеты готовились по полной программе: навешивались бомбы, заряжались пулеметы, и осуществлялась полная проба мотора. На все это давалось 40 минут. За двойку по любому предмету можно было получить двое суток ареста. Курсанты участвовали в погрузке боевых снарядов для фронта, в заготовке древесины, в строительных работах, работали на разгрузке оборудования автомобильного завода им. Сталина. С помощью васильковцев была построена железная дорога – «мотовоз», по которой рабочие добирались до автомобильного завода.
Воспитанники авиационной школы бегали по утрам умываться на Миасский пруд с полотенцами на шее, ходили строем по Пролетарской улице, о военных буднях шутили: «Вечно грязный, вечно сонный механик авиационный».
У Васильковской школы был свой небольшой оркестр из 10-12 музыкантов. Все передвижения курсантов – в кино, на физкультуру, на практику, на аэродромы были под звуки оркестра. Весь город собирался посмотреть, особенно когда пели популярную в то время песню «Все выше и выше, и выше».
На ремонте самолетов работали жены командного состава и вольнонаёмные. Для обслуживания Васильковской военной авиационной школы механиков и ремонта самолетов, привезенных с фронта в г. Миасс, были приняты вольнонаемные. Среди них около десятка мальчишек. Их поставили на полное довольствие: Саломатов Иван был принят на должность помощника художника, Малинин Борис – помощник сапожника, Абрамов Борис – помощником заведующего склада. Дети работали так же, как и взрослые: с 8 утра до 8 вечера. Некоторые из них были единственными кормильцами в семье. В самых сложных условиях удалось восстановить и отправить на фронт 14 боевых самолетов, 26 авиадвигателей, 15 автомобилей.
В городе Миассе было произведено два выпуска по две тысячи человек. В октябре 1944 г. Украина была освобождена от немецких захватчиков, всё оборудование, вооружение и моторы погрузили на эшелоны. Школа увезла с собой две тысячи человек. Вместе с васильковцами поехало много миассцев, кто работал в школе. Оставили только тех, кто был единственным кормильцем, у кого были маленькие дети, а также детей, работавших в школе.
Долгое время при детско-юношеском центре «Ровесник» существовал музей Васильковской школы, проводилась большая работа по поиску бывших курсантов, переписка с ними и их родственниками. Был собран богатый материал, который в настоящее время передан в фонды городского краеведческого музея.
Материал собран М. Малышевой (руководитель кружка «Ильменка»).