Общество трезвости в Миасском заводе

«Вино зверит и скотинит человека»

Ф.М. Достоевский

С 1885 г. по всей России начали создаваться общества трезвости. Одним из них руководил Л.Н. Толстой, а называлось оно «Согласие против пьянства». В мае 1885 года правительство под давлением общественного мнения вынуждено было издать закон «О предоставлении сельским обществам права закрывать в пределах своих территорий кабаки». Этим правом незамедлительно воспользовались десятки тысяч сельских обществ.

В фондах нашего музея хранятся книги общества трезвости с овальными штампами. В Миаском заводе действовало общество, получившее называние: «Попечители о народной трезвости».

В летописи Миасского завода, которая велась при Петропавловском храме 1 января 1886 г сделана следующая запись:

«С целью уменьшения народного пьянства вводится новая питейная реформа, состоящая главным образом, в облагорожении места продажи вина. Грязный и открытый для всевозможных соблазнов кабак, с распивочною продажею, уничтожен и заменен трактиром, имеющим торговлю съестными припасами. На 500 душ обоего пола полагается только одно трактирное заведение.»

Деятельность попечительства не замедлила сказаться: «Миасское сельское общество, под влиянием настояний со стороны духовенства, земского начальства и попечительства о народной трезвости, не пожелало иметь, с сего числа (1896 г. 1 января), трактирных заведений, вред которых достаточно обнаружился в течение первого же года, по упразднении кабака».

Членам попечительства о народной трезвости были выданы «открытые листы» с подписью губернатора для свободного пропуска во все заведения, торгующие крепкими напитками, с целью надзора за правильностью торговли. Запись Летописи раскрывает нам и источники финансирования миасского общества трезвости: «По инициативе супруги главноуправляющего миасского Товарищества, г-жи Захер, состоялся, в местном клубе, базар-бар с распродажею угощений из трех буфетов: чайного, фруктового и винного. Чистого дохода о народной трезвости от базара поступило 225 р.с. попечительство в настоящее время имеет, с пожертвованием ста р. от миасского сельского общества, всего 1 625 рублей. Подписка дала 600 р. с.»

Все сословия могли участвовать в отрезвлении соотечественников. Общество не только боролось со злом, но и старалось предоставить позитивную альтернативу. В то время книги стоили очень дорого и лишь немногие могли позволить себе их покупку. Как сообщает летопись, в 1896 г. открылась народная бесплатная библиотека-читальня на средства Попечительства о народной трезвости.

Устав библиотеки-читальни предусматривал бесплатное пользование, платным был только действующий в библиотеке-читальне чайный стол.

Целью библиотеки-читальни и чайной было «доставить полезное чтение тому классу местного населения, который не имеет средств на покупку собственных книг, во-вторых, чтобы привлечь народ к разумному и нравственному провождению праздничного времени».

Все сословия могли участвовать в отрезвлении соотечественников. Общество не только боролось со злом, но и старалось предоставить позитивную альтернативу. В то время книги стоили очень дорого и лишь немногие могли позволить себе их покупку. Как сообщает летопись, в 1896 г. открылась народная бесплатная библиотека-читальня на средства Попечительства о народной трезвости. Это открытие было описано в № 10 «Оренбургских Губернских Ведомостей» следующим образом: «В воскресенье, 18 февраля, в здании Миасского Золотопромышленного Товарищества, в театральном зале, было совершено открытие библиотеки-читальни на средства Миасского отделения Троицкого уездного комитета попечительства о народной трезвости. Открытие началось молебном при массе местных обывателей и в присутствии многих членов-соревнователей отделения комитета, во главе коих присутствовал председатель отделения, земский начальник В. М. Бармин. После чего несколько учеников (местной церковно-приходской школы) читали стихи («Что ты пьешь, мужичек») о вреде пьянства и певчие исполняли гимн «Боже, Царя храни». Затем, священником о. Николаем Сементовским была произнесена прочувствованная речь, красноречивая истина которой, выраженная любимым пастырем, заставила на глаза многих слушателей набежать слезы умиления. В заключение всего. Золотопромышленник Симонов, на воззвание того же о. Николая о помощи, обещал выстроить, под только-что открытую библиотеку-читальню, дом и просил отделение комитета выхлопотать у казны приличное место».

В библиотеку через магазины Тузова и Калмыковой из С.-Петербурга, было выписано 525 книг и брошюр на 400 рублей серебром. Помимо этого выписаны нижеследующие журналы и газеты за текущий год: «Воскресное чтение», «Воскресный день», «Воскресенье», «Вестник трезвости», «Вестник Российского Общества Красного Креста», «Всемирная Иллюстрация», «Вокруг Света», «Дело», «Деревня», «Сын Отечества», «Свет», «Сельский вестник», «Сельский хозяин», «Ремесленная газета». Выписаны (для стен читальни) картины из священной истории, из русской истории, портреты Государя Императора Николая Александровича, супруги его Императрицы Александры Федоровны и портреты предков царствующего Дома Романовых. Для читальни был приобретен волшебный фонарь за 125 р. и несколько картин на стекле. Помещение для читальни в здании конторы было бесплатно предоставлено господином Захер.

Устав библиотеки-читальни предусматривал бесплатное пользование, платным был только действующий в библиотеке-читальне чайный стол.

Средства библиотеки-читальни состояли из взносов Попечительства о народной трезвости, пожертвований, как деньгами, так и книгами, и сборов с концертов, литературных и музыкальных вечеров, публичных чтений и прочих полезных мероприятий. Главное руководство при ведении дел библиотеки принадлежало лицу, избранному членами местного Попечительства, а наблюдение – лицам, назначенным от Епархиального управления и от Попечителя учебного округа. Выдачей книг заведовал библиотекарь, получивший книги по описи под свою ответственность, который получал вознаграждение.

Чухарева Нина Николаевна – главный научный сотрудник МБУ «ГКМ»