День рождения художника

Есть имена, память о которых не исчезает. Скорее наоборот, чем больше проходит лет, тем ярче становится. Для города Миасса таким стало имя Евгения Васильевича Никольского, художника, педагога.

Евгений Васильевич родился 17 марта 1917 года в Великом Новгороде и прошел через все трудности и испытания, что выпали на долю его поколения. В 1930-е годы работал на Челябинском тракторном заводе, где и стал заниматься живописью в изостудии. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт. Получил тяжелое ранение, был демобилизован. Попал в Самарканд, где в 1947 году окончил художественное училище.

С 1948 г. жил и работал в Миассе, на протяжении 30 лет преподавал в изостудиях города: в клубе автозавода, в детском клубе, в клубе строителей, в интернате. Основатель и руководитель изостудии ДК «Автомобилестроителей», которой в 1975 г. присвоено звание народной, впоследствии она стала носить имя Никольского. Студия была для него вторым домом. Он писал картины, эскизы декораций к спектаклям (в том числе для постановки «Евгения Онегина» в 1956 году). В студии по воспоминаниям его учеников всегда царила легкая, непринужденная атмосфера. Евгений Васильевич был внимателен, для каждого находил нужное слово. Со всеми, взрослыми и совсем молодыми людьми, разговаривал на «вы». Постоянно велся разговор о художниках, об искусстве, особенно по дороге на этюды.

Много прошло учеников через студию: Л.Ф. Баженова, Л.В. Безрукова, Н.А. Васюкова, Б.К. Захаров, В.М. Зацепина, В.П. Мурзин, В.Г. Семенов, В.М. Соловьева, С.В. Федосеев.

Им были написаны десятки работ маслом. Но больше всего его привлекала акварель – труднейшая техника, в которой почти невозможны исправления. И не будет преувеличением сказать, что Е.В. Никольский создал миасскую школу акварели.

В 1970-1972 годах во Дворце культуры «Прометей» проводились ежегодные городские выставки художников. Евгений Васильевич принимал в их организации активное участие. С 1974 года, когда выставки стали проводиться в ДК «Автомобилестроителей», Никольский был председателем выставочного комитета, основным организатором и исполнителем.

За пять-шесть лет до последних дней жизни, он создал прекрасный, лирико-поэтический образ природы, нашей, близкой, родной. На персональной выставке в марте-апреле 1977 года, к своему шестидесятилетию, за год до кончины, он показал сто произведений. Это были, в основном, акварель и рисунок тушью, углем, фломастером, иногда удачно дополненный акварелью. Здесь было представлено все лучшее, созданное им. Он не был плодовитым художником, он был более педагогом: главные силы его были направлены на воспитание учеников, на раскрытие в них любви к изобразительному искусству.

День 12 марта 1978 года стал для него последним… Он возвращался с этюдов с учениками, идти становилось все труднее, сердце перетрудилось, устало, останавливается… Он опустился, и земля, по которой он ходил, земля, которую он любил и воспевал, успокоила его навсегда.

Прошли десятилетия после создания его работ, а образы Природы, вызванные к жизни кистью и сердцем художника, не угасают, ярки и сегодня…